Что же такое это странное понятие прогресса? Иногда произнося слово201 Слова: слово в корр. нет; восстановляем его по ркп. Б. прогресс, не определяя ясно его значение, а разумея то экономический, то политический, то нравственный, то вещественный прогресс. Собственно же прогресс, с которым мы имеем дело, есть прогресс цивилизации, так, как понимают его люди, определенно выражающиеся и в особенности историки. Для того, чтобы дать о прогрессе понятие, которого не имеет о нем большинство, я возьму определение этого понятия у историка (и авторитета), у Маколея, которого именно цитирует Г-н Марков как великого человека, — его III главу I части.

Описывая в этой главе положение Англии в 1685202 В ркп Бив корр. ошибочно: 1655 он заключает, что во всех рассмотренных им отношениях, положение Англии усовершенствовалось, т. е. произошел прогресс цивилизации, и в конце главы он говорит: приятно думать, что общественное мнение в Англии, созревая, сделалось нежнее, и что в продолжении веков, мы стали не только мудрее, но и добрее. На это недоказанное положение можно, главное, заметить, что умнее и добрее стали Англичане на взгляд Маколея, но не на взгляд другого, который ум и доброту может понимать иначе. Далее историк внушает читателям, что недовольство настоящим и обращение к прошедшему и будущему есть заблуждёние, похожее на заблуждение путешественников в пустыне, впереди и сзади себя полагающих видеть зеленые и прохладные оазисы. Историк упустил из виду то, что недовольство настоящим происходит не от призраков прошедшего и будущего, а от внутреннего сознания несоответственности настоящего с вечными, присущими человеку, требованиями красоты, добра и истины, и что обращение к прошедшему и будущему происходит только вследствие этого сознания. Человек ищет равно в прошедшем, настоящем и будущем того, что соответствует его природе. Итак посмотрим, в чем видит историк прогресс и чем доказывает его. Вот содержание III главы. 1) Население Англии. Оно увеличилось. 2) Доходы Англии, они увеличились. 3) Военное, морское и гражданские учреждения — как то, так и другое и третье, громадно увеличились. 4) Города все увеличились. 5) Положение хлебопашества. Земля стала производить в 10 раз более, леса свелись, дичь истреблена. 5) Металлов стало выкапываться без сравнения более. 6) Деревенское дворянство стало более учено и стало более путешествовать. 7) Духовенство получило большую силу и стало более уважаемо. 8) Мелких землевладельцев было гораздо более, число их уменьшилось. 9) Города увеличились так, что городское население составило шестую часть всего населения Англии, — тогда как в царсгвование Карла ИИ-го только 4 города имели по 10 тыс. жителей. 10) Освещение в городах было дурно. 11) Дороги были не хороши. 12) Почт и дилижансов и железных дорог не было. 13) Были разбойники по дорогам; почты не были устроены. 14) Газет не было. Книг было очень мало и надо было покупать и везти с собой те, которые хотел читать. 15) Женщины высшего круга были мало образованы и делали орфографические ошибки. Мужчины были также мало образованы и знали только хорошо латинский язык. 16) Литература, которой, без сомнения, занималось только высшее общество, была в упадке и безнравственна, между прочим, в ней явился Шекспир. Наука была в упадке, но в ней явились Бекон и Ньютон. 17) Искусства были в упадке, но архитектура стояла на высокой, теперь не досягаемой степени. 18) Положение простого народа. Об этом отделе Маколей говорит следующее: великий критериум положения простого народа есть величина заработной платы, и так как 4/5 простого народа были употребляемы в XVII столетьи на хлебопашество, то в особенности важно определить — какая была заработная плата хлебопашеству. Далее Маколей доказывает, что эта заработная плата была не более 4 шиллингов в неделю, тогда как теперь самая низкая составить 7 шиллингов. Историк видит в этом прогресс. Рассматривая далее заработную плату на мануфактуры, он выводить тоже, что она была вдвое менее настоящей. Детская работа, воспрещенная теперь, тогда не воспрещалась, говорить он. Пропорция бедных, по его мнению и весьма неопределенным доказательствам, не увеличилась. Из всего этого историк чувствует себя в праве сделать вывод, что прогресс цивилизации принес болыпие блага народу и улучшил его состояние. Вывод этот замечателен. Вот он. Рынок, на который деревенский житель может приехать в час времени, был прежде на расстоянии суточной езды от него; улица, которая теперь представляет для мастерового в продолжении всей ночи удобную прогулку, была, 160 лет тому назад, так темна после захождения солнца, что он не мог бы видеть своей руки, и так дурно мощена, что он постоянно был бы в опасности сломать себе шею, и так дурно охранена, что он был бы в серьезной опасности быть убитым и ограбленным. Каждый каменьщик, падающий с подмосток, каждый раздавленный телегой теперь может быть перевязан, исправлен с таким искусством, которого 160 лет тому назад, не мог купить за все свое состояние Лорд Ормонд или богач Клейтон. Много страшных болезней уничтожены наукой или изгнаны полицейским присмотром. Продолжение человеческой жизни увеличилось по всему королевству и в особенности в городах. В 1685 г. умирал 1 на 23 жителя Лондона, теперь умирает 1 на 40. Различие Лондона XIX стол. и XVII стол., в гигиеническом отношении, более чем различие Лондона в простое время во время холеры. Далее следует доказательство — смягчения нравов. Историк говорить, что тогда Английский народ похож был на грубого, легкомысленного школьника. Теперь он похож на утонченного и усовершенствованного человека. Далее, наконец, сравнение с пустыней, о котором мы говорили, в котором внушается, что не надобно верить чувству, возмущаемуся против настоящего, и что чувство это есть заблуждение. Так вот он, в самом лучшем его определении, тот прогресс, с которым мы имеем дело и который мы хотим яснее определить себе. Мы нарочно взяли это определение у историка, представляющего авторитет для всего мира науки, но не для меня, имеющего дерзость обсуживать все явления и ничего не принимать на слово. Кроме того, мы выбрали это определение прогресса и потому, что оно есть самое общее определение и включает в себе все другие.

203 От слов: Въ жизни, т. е. въ книгахъ кончая: сторонъ человѣческой жизни, нет в корректуре. Весь этот зачеркнутый автором абзац мы восстанавливаем по ркп. Б. < В жизни, т. е. в книжках и разговорах, нам случалось постоянно сталкиваться с 4-мя различными, постоянно смешиваемыми понятиями прогресса. Все 4 понятия находятся и в Маколеевском определиении: 1-е, прогресс государственный, т. е. что Россие или Англие становятся могущественнее сравнительно с другими государствами. 2-е, прогресс духовный, т. е. что науки, искусства и нравственность становятся выше и сложнее. 3-е, прогресс благосостояния людей вообще, преимущественно так называемого простого народа, составляющего большую часть людей. 4-е, прогресс вообще, т. е. движение (не скажу, потому что неизвестно, вперед или назад двигаемся мы), но движение всех сторон человеческой жизни.>

Прогресс вообще или историческое развитие — одно и тоже. Основная мысль его и выражение будет следующее>:

Стр. 332, строка 15 сн.

Вместо слов: все попытки остановить..... истории — бесполезны. в ркп. Б и корр. значится: Не говоря уже о том, что самый вывод приводит к безразличию хорошего и дурного в действиях человеческих, приводить к тому же восточному фатализму, который так презирают верующие в прогресс.

Стр. 332, строка 10 сн.

После слов: говорит историк, в ркп. Б и корр.: и философ

Стр. 332, строка 8 св.

После слов: с Англией нашего времени, в ркп. № 2 и корр.: (доказательства эти очень неосновательны и произвольны, как мы увидим впоследствии.)

Стр. 333, строка 14 сн.

Вместо слов: свободные от суеверия прогресса, в ркп. Б и корр.: одаренные здравым смыслом,

Стр. 333, строка 17 сн.

Вместо слов: историческую фантазию, в ркп. Б и корр.: философскую фантазию.

Стр. 333, строка 8 сн.

1 2 3 4 ... 8

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.