— А ты знал Панаева?

Л. Н.: Добродушный человек. Любил очень литературу.

** Переписано 19 марта 1911 г. Л. Н. говорил про драму Арвида (Ернефельта) — какую, не помню. Л. Н. получил в этом году две драмы Ернефельта: одну в немецком переводе — от датчанина. Эта ему не понравилась и поэтому не говорил о ее содержании. Другую — историческую, из римской жизни, над которой Ернефельт работал много и которая с успехом дается на сцене в Гельсингфорсе 3 В 1910 г. Т. получил еще драму «Тит, разрушитель Иерусалима» (Берлин, 1910, изд. И. П. Ладыжннкова на рус. яз.) и сб. рассказов на нем. яз. «Sie und ich», без года и указ. места изд. ( ЯПб, разрезана не полностью). . Об этой Л. Н. подробно рассуждал, потом о присланной ему книге «Das Christentum und die monistische Religion»:

— Эта книга недурная, но две трети заняты опровержением догматов католицизма, что не стоит уже делать. Мно было интересно читать.

Л. Н. читал еще «Goethe Kalender, 1910» 4 Кн. сохр. в ЯПб. и сказал, что интересен (Гете).

Л. Н. ( Татьяне Львовне, звавшей его опять к ним): С гостями хорошо, а без гостей лучше.

6 июня. Многолюдно провели Троицын день. Лучший момент был, когда Козлиха стала плясать под граммофон. Были ясенские, грумантские и в первый раз телятинские. Неприятно было то, что один из внуков старика (в доме которого народная библиотека) стал петь городские, препротивные и по мотиву, и по речи, и по содержанию куплеты. А потому что пел очень бойко и самоуверенно и что это было ново, его слушали. Это в первый раз пелась песня не народная и тоже в первый раз появились девушки (с дюжину) в длинных юбках и с городским покроем лифов, которые носят уже несколько лет.

Песни, пляски проходили, как всегда, перед домом под вязами и «на крохоти». Тут Л. Н. сидел на скамейке, а около него — приехавшие экскурсанты Пречистенских курсов из Москвы. Л. Н. о них высказывался так: «Очень милые ребята, все рабочие; приехали нарочно. Вопрос за вопросом — кто о Дарвине, кто о Геккеле. Мне приятно было с ними».

Еще им Л. Н. сказал:

— Блаженны не читающие газет, безграмотные, непричастные, ибо у них есть здравый смысл. Для того, чтобы испытать полное благополучие, надо жить попроще. Чтение газет прибавило глупых людей. Надо читать литературу шестидесятых годов. Теперешние писатели сравнительно с теми — мальчишки. Вам я тоже советую читать, оно и просеяно.

Л. Н. с пречистенскими (15—20 человек) ходили по аллеям парка. Потом послал им книг 1 В б-ке ГМТ хр. экз. брошюры «О разуме, вере и молитве» (М., «Посредник», 1905) с надп.: «Дал Лев Николаевич в Ясной Поляне 6 июня 1910 г. в Троицын день. В. Модестов». . Они у Тараса Фоканова в саду провели остальное время.

Л. Н-чу Лозинский прислал книжку: отрицательно пишет о литераторах 2 Е. Лозинский. Что же такое, наконец, интеллигенция? (Критико-социологический опыт). СПб., 1907 ( ЯПб, пометы). . Л. Н. похвалил ее письмом. «А теперь он пишет мне упреки» 3 Письмо Е. И. Лозинского от 19 мая. В связи с приветствием Т. съезду писателей Лозинский упрекал его в «солидарности с интеллигенцией» — «вместо того, чтобы последние дни жизни использовать на то, чтобы до конца разоблачать в глазах рабочих масс новую все растущую силу, подготавливающую новую форму эксплуатации и рабства». В письме Лозинский цитировал свою ст. из «Киевской мысли», №125 на эту же тему. На конв. рукой Т.: « Б. о. Послать Черткову». .

7 июня. Л. Н. пожелал читать Вольтера. В библиотеке Вольтер оказался, но с очень мелким шрифтом, поэтому Л. Н. не стал читать его.

Л. Н.: Вольтер, умирая, молился: «Не ненавидь своих врагов».

1 ... 307 308 309 ... 480

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.