И еще разговор о книге Павла Александровича о Конфуции, в которой говорится, что Конфуций был против всякого правительства, против обрядностей, и про его определение религии. Горбунов хочет это опустить. Буланже не соглашается; думает, что грех распространять книги цензурованные. Например, «Неизбежный переворот» Л. Н. и другие в таком виде, как напечатаны теперь в России.

Л. Н. сказал, что будет отстаивать «Конфуция» у Ивана Ивановича, чтобы он в нем не делал пропусков.

«Будду» Л. Н. хочет послать В. А. Поссе в его «Жизнь для всех» 3 Работу П. А. Буланже о Будде Т. послал В. А. Поссе при письме от 25 февр. (т. 81, с. 110). «Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой», была напеч. в №3 Жиз. д. В. вместе с письмом-предисл. Т. «О значении ознакомления с основами религиозных учений». Изд. отд. брошюрой под ред. Т-го «Посредником» в 1910 г. .

— Поссе — близкий человек, а «Вестник Европы» — «приличный» журнал, мне совершенно чуждый, — говорил Л. Н. и спросил, когда я переписывался с Поссе и получен ли второй номер его журнала.

Софья Андреевна сегодня ночью уехала на пять дней в Москву.

29 января. Уехала Софья Андреевна. Все в доме почувствовали себя свободнее и спокойнее. Приехала Ольга Константиновна с детьми. Рассказала, чем кончились хлопоты Олсуфьева о Черткове. Столыпин предложил Черткову написать прошение. Тот отказался.

Я до 4-го часа в лечебнице. Л. Н. поехал с Филькой. Чувствовал себя нехорошо, немного знобило его, есть не хотелось, уговорили поесть. Ездил в Телятинки к гостям: Токареву, Граубергеру, которых пригласил на следующий день к завтраку. Там теперь живут Федор Иванов, Федор Перевозников, Егор Кузевич с сестрой Машей, которая учит телятинских детей, Булгаков, Скипетров.

Л. Н. за обедом рассказал, что получил письмо от Ивана Ивановича. Дела его нехороши (финансы «Посредника»); его будут судить еще за три книжки — одна о крестьянских союзах и две Генри Джорджа («Единый налог»).

Л. Н.: Нынче я читал в рукописи Буланже «Будду». Прекрасно составлено.

Л. Н. получил письмо духобора Рыбина с газетной вырезкой; просил найти всю статью, и Михаил Сергеевич и Татьяна Львовна прочли ее вслух: «Община и отрубной участок в Канаде» кн. Г. Львова («Русские ведомости», №21, 27 января). Г. Львов был у Л. Н. в 1905 г. После был депутатом Первой думы от Тульской губернии. Львов говорит о том, что преуспевание канадцев на отрубных участках в 59,2 десятины размером зависит от общей свободы и что правительство канадское позволило духоборам остаться при их общинном землепользовании, и они экономически опередили индивидуалистически хозяйничающих англосаксов. Львов говорит, что это не шесть — девять, в лучшем — от двенадцати до пятнадцати десятин отруба, как в России (на этих нельзя так устроиться).

Л. Н. сказал, что можно и на двух-трех десятинах, только при хозяйстве другого характера (фруктовый сад).

Л. Н. очень понравилось описание деревень (чисто русского типа), но до того хорошо устроенных, что в России подобных нет, и письмо Рыбина; рассуждения же Г. Львова не понравились.

Л. Н.: Общинное начало тогда сильно, когда в основе его — религиозное начало, а Львов о религиозном начале не говорит, — в русском человеке еще есть, слава богу, религиозное начало.

Михаил Сергеевич: Есть у духоборов, но у ясенских крестьян его нет.

Л. Н. ( продолжая): Как же его (религиозное начало) осуществлять, когда учитель школьный не может быть библиотекарем?* Ясенскому учителю священник не позволил быть библиотекарем библиотеки Московского общества грамотности имени Толстого, которая на днях должна открыться в Ясной. Когда запрещается все то, что может хоть на волос нарушить эту дикую веру, будто нужно убивать, быть рабом царя.

1 ... 182 183 184 ... 480

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.