Л. Н. спросил, когда будет суд над Резуновым с мачехой, хочет присутствовать.

Вечером беседа с Сергеем Терентьевичем и М. А. Липинской.

Л. Н.: Мясная пища держится по инерции, так как довода в ее пользу никакого нет.

М. А. Липинская (?): Эта книга — психотерапия.

Л. Н. (?): Почему же вы такое скверное слово употребляете? Из Горького что́ вам нравилось?

— Драматическое искусство.

Л. Н.: Надо, чтобы искусство было просто, ясно, доступно всему народу и вместе с тем захватывало струи жизни. До́лжно писать, чтобы забирать душу, и ясно. Тут же никакого искусства нет. Там много литературы, но они все пишут для высших сословий; низкий, мерзкий уровень высших сословий. У народа — наоборот.

17 октября. Л. Н. третьего дня и вчера получил письма с возражениями против его слов, сказанных на прощание Челышеву: «Когда у нас в Думе отменят смертную казнь?» Анонимная аристократка и рабочий, оба, негодуя, пишут, что надо убийц вешать. Л. Н. написал сопроводительную статью к этим письмам и хотел отправить в «Новое время» и «Новую Русь», но передумал: «Вызовет раздражение и толки обо мне». Кажется, не пошлет никуда 1 Приведенный вопрос Т-го процитирован в заметке «М. Д. Челышев у Льва Толстого», подп. Альфа и опубл. в НВ, №12063, 11 окт. В связи с этим Т. получил из Петербурга 2 осуждающих письма: одно анон. от 13 окт., 2-е — от 14 окт. с подп. Труженик труда. Т. написал заметку и включил в нее полностью 1-е письмо и начало 2-го, намереваясь послать ее в газеты. Заметка, однако, послана не была (см. т. 38; там же, на с. 582, напеч. текст сопров. заметки Т. к 1-му письму, написанной на конв.). . Это мне рассказала Варвара Михайловна.

Л. Н.: Много интересных писем. Из 14 только два просительных. Письмо от Челышева. Видно, что он поглощен своими думскими делами, выражает охоту делать, о чем говорили с ним, и просит ярлык на бутылки с водкой моей рукой написать.

Л. Н. так и сделал 2 В письме от 14 окт. из Петербурга Челышев извещал о получении через Маковицкого новой ред. ярлыка для бутылок с вином и просил Т-го «прислать текст ярлыка на бутылки в оригинале», т. е. написанное рукой Т. — 17 окт. этот текст был послан (см. т. 80, с. 291—292). . Л. Н. говорил про только что полученную им русскую книгу из Баку о бехаизме 3 Атрпет. Имамат. Страна поклонников имамов (персидское духовенство). Историческое исследование. Александрополь, 1909 ( ЯПб, дарств. надпись). По просьбе автора книгу прислал бехаист, служивший в конторе Мусы Нагиева в Баку, Мирза Алекпер Мамедханов. Т. отв. 18 окт. (т. 80, с. 149). и покачал головой. Александра Львовна спросила, почему качнул головой.

Л. Н.: Бехаизм — это высочайшее учение, написанное с восточным пафосом, о том, что не может быть насилия (ясно показывающее, что зло не может побеждаться насилием). Главные враги религии не те, которые убивают, а те, которые искажают религию, учение, как здесь (в бехаизме) — раздор между сыновьями. У Беха Уллы два сына (две партии) и спорят, кто из них настоящий наследник проповеди отца, и они один на другого клевещут. То же самое было у нас с Иисусом Христом. Это все, наверное, было и у Павла. Вопросы у Христа — вечные, а у него (Павла) интересы мелкие.

Александра Львовна, разбиравшая полученные сегодня письма:

— Ты получил письмо от человека, который раньше писал тебе, что видел. А ты ему ответил, что спиритизм — это глупости.

Л. Н.: И он (в нынешнем письме сознается) что он-то не видел, а слышал от другого 4 9 окт. А. В. Мягкий из Уральска писал о Г. И. Мемешкине (т. 80, с. 287—288): «Один мой знакомый спросил вас, как смотрите вы на спиритизм. Вы ответили, что спиритизм — и глупость, и обман». Т. отв. Мягкому 15 окт. (т. 80, с. 146). . Какое это влечение к чудесам! Бабу принес его поклонник книгу, где описал три тысячи им (Бабом) совершенных чудес. Баб велел уничтожить эту книгу и сказал: «Мои последователи должны верить только моим словам и написанному мною. Время чудес прошло» 5 См. указ. кн. Атрпета, с. 133. .

Пополудни я ездил с Л. Н. верхом к телефону на Занфтлебенскую дачу* На Засеке железнодорожник пробовал, но не мог: тульский чиновник отказался соединить с центральной., поговорить с Ольгой Константиновной, которая с детьми у Кунов, и назначить свидание на шоссе на Косой Горе, потому что в доме гость. Потом к П. А. Буланже поговорить насчет книги о бегаизме и работах Павла Александровича 6 П. А. Буланже работал над очерком «Жизнь и учение Конфуция». Впоследствии Т. внес в очерк ряд значительных исправлений. . Обратно ехали стремглав, крупной рысью, около четырех верст.

1 ... 85 86 87 ... 480

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.