Л. Н. заключил:

— Немецкий солдат стреляет, русский ругательствами старается заставить не переступать требования закона.

8 октября. Суббота. Гостит П. Н. Ге.

У Л. Н. печень, желудок болят, желчь задерживается. В обед мало ел. Принял прованское масло с лимонным соком. Вечером к чаю вышел в халате. Много зевал. Уже вчера было видно по страдающему лицу и усталости в разговоре, что нездоров.

После обеда Л. Н. рассказывал Татьяне Львовне о женитьбе ПавлаI. Привели ему трех сестер, великих княжен дармштадтских, он выбрал вторую. Она не могла родить, в родах и умерла. У нее было искривление позвоночника. Потом обвиняли посланника, который советовал взять ее, в том, что он хорошо не рассмотрел 1 См. Н. К. Шильдер. Император Павел Первый. СПб., 1901, с. 84—85, 103. .

Вчера Л. Н. рассказывал о записках Порошина о Павле:

— Если бы не было Геродота, не было бы греческой истории. Книга Порошина прелестная. Он был художником; записывал такие черты, которых другие не замечают. Павел младенцем ужасно потел, а в комнате бывал покрыт двумя меховыми одеялами. В раннем детстве около него была няня и ее родственники. Когда Панин стал им заниматься и отстранил их, Павел плакал. Когда его начали учить грамоте, посадили и их за стол, как будто бы и они учились.

Сегодня в 10 часов дня забастовали железнодорожные служащие Московско-Курской линии. (Поездов из Москвы нет.) Татьяна Львовна и Юлия Ивановна жалеют, что не задержали умирайл до сегодня. «Умирайлами» называют китайцы врачей.

В 11 часов вечера за чаем Л. Н. читал в новом номере «The Open Court», заметив, что в этом журнале всегда есть интересное: первое — статью редактора о религии; второе — об Индии, об индийских женщинах; есть картинки: «Браминки».

— Какая малоизвестная нам страна! — сказал Л. Н. — 250 миллионов жителей. Люди глубоко религиозные, стройные, красивые.

Третье — о воспитании в Японии.

— Ваши японцы, Юлия Ивановна, плохи, — сказал Л. Н. — Новый катехизис — правила для школ. Автор против обоготворения микадо, преподает несвязанные правила о гигиене тела, о пользе знания, ремесел. Это их (японцев) последнее слово 2 Pro Domo (P. Carus). How far have we strayed from Christianity? 2) Christina Albers. Modern India. Фотогр.: «Высокая каста браминов», «Индусская женщина», «Дети из касты браминов»; 3) «The new japanese education». В посл. статье кратко изложен кодекс этики «хорошего японца» («Open Court», vol. XIX, №593, Oct. — ЯПб). .

Потом говорили о газетных известиях из Баку и о рассуждениях газет насчет того, что правительству выгодна резня между армянами и татарами и что полицейские во время этой резни бездействуют, — так им приказано. Л. Н. заметил:

— Полицейские опасаются, видя людей, которым кишки выпустили.

1 ... 380 381 382 ... 453

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.