Была речь о статье Леруа-Болье в «Courrier Européen». Он пишет, что русские интеллигенты просят французов не предоставлять займа русскому правительству, пока оно не даст конституции и не заключит мир с Японией 3 M. A. Leroy-Beaulieu. La France et le futur emprunt russe. — «Courrier Européen», №38, 28 juillet ( ЯПБ). .

Л. Н.: Леруа-Болье и западные люди — староверы, старообрядцы, воображают, что без конституции нельзя. А конституция что может? Похитонов — очень милый человек, жил в Париже 20 лет — рассказывал: выборы в парламент стоят 100 тысяч франков, судьи подкупные. Славны бубны за горами! Лебединский продавал чертковские издания около русского собора в Париже, был выслан из Франции, узнал «свободу» 4 Ср. т. 72, с. 441—442 и 449—450. .

Л. Н.: Интеллигенция русская прошла весь путь, который сделал Запад. Русский народ пока не тронут.

Бестужев-Рюмин говорил по поводу закона о веротерпимости, что русским попам воспрещает обращать униатов в православие, а католикам в католицизм позволяет, т. е. католики о том стараются; значит, закон нехороший.

Л. Н.: Дает равные права (по существу). Так и должно быть. Нам ли это говорить? Что делали в Остзейских провинциях: ссылали пасторов, венчавших лютеран, числившихся православными. Если же католики делают что противозаконное, на это есть уголовный закон. Аналогично в имущественном вопросе — нужна равноправность. Если евреи, кулаки допускают нарушения, в том не виноват закон равноправия. Какая же вера может быть гонима? Вера — отношение человека к богу; если его (верующего) будут преследовать, тем сильнее будет его вера. Стало быть, вы говорите не о вере, а о каком-то внешнем деле — хождения в церковь. Какая веротерпимость? Вера в душе каждого человека. Вера — то, во имя чего живут. Вы говорите: «Униатов выдали католикам!» У католиков давно была инквизиция, но теперь ее нет. У нас же — за последние три царствования — тюрьмы, ссылки за веру. Миллионы хлыстов и других сектантов скрываются под именем православных. Теперь по закону о веротерпимости павловцам как живется! Был здесь Мельгунов, рассказывал 5 И. П. Мельгунов был в Ясной Поляне 10 июля. . Читайте Пругавина...

Когда Бестужев-Рюмин с Куном уходили, Л. Н. просил Бестужева-Рюмина прислать ему письма его дяди-декабриста, одного из пяти казненных, которые у него есть в копиях 6 По-видимому, письма М. П. Бестужева-Рюмина интересовали Т. в связи с замыслом рассказа, отмеч. в списке сюжетов «Рассказы к воскресеньям» («Круг чтения»): «Бестужева-Рюмина казнь» (Зап. кн. — т. 55, с. 302); ср. т. 71, с. 310—311. .

28 июля. Четверг. Л. Н. заблудился в лесу, сокращая путь от Лихвинской железной дороги. Должен был вернуться в половине пятого к купальне, а вернулся в 6. Сделал 15 верст. Обедали без него, он спал. Софья Андреевна рассказывала, как Мария Николаевна дешево продала крестьянам землю (по 90р. за десятину).

Мария Николаевна: Это меня Лев и Коля (Н. Л. Оболенский, внук) к тому уговорили.

Софья Андреевна: Ее дети бедны, а крестьяне благоденствуют. Варенька беднее любого мужика, а она продала по 90 рублей десятину.

Л. Н-ча посетил В. А. Медведев, москвич. Хотел работать в Ясной. Л. Н. ему отсоветовал резкую перемену городской жизни на деревенскую. До сих пор в деревне нет интеллигентного общества.

Софья Андреевна ему сказала:

— Вы представляете себе Льва Николаевича все еще работающим в поле, а он перестал года три-четыре тому назад. А раньше, до 1881 года, летом не писал. Так и проводил все лето за хозяйством, с детьми, гостями, за чтением.

Вечером Л. Н. читал вслух вторую главу «Долга прежде всего» Герцена.

Л. Н. с сестрой разговорился о священниках.

1 ... 306 307 308 ... 453

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.