Лебрен пишет мне, что через год на Кавказе, наверное, будет восстание.

10 марта. Л. Н. ездил в Тулу. Туда и обратно верхом (узда была разорвана). В половине пятого Л. Н. вернулся. Погода чудная. Привез из Тулы почту: какой-то немецкий иллюстрированный журнал с фотографией военных барабанщиков.

— Люди сумасшедшие, — заметил Л. Н. по этому поводу. Потом опять заговорил о моравских братьях в Огайо (на которых я обратил его внимание в книге Кросби «Tolstoy and his Message»), о Хельчицком.

Л. Н. привез мне «Pokroková Revue»; потом спросил меня, что в нем есть интересного. Я ответил, что только статья Фр. Климы о школах национальных меньшинств 1 Fr. Klíma. Zákon о školách menšinových («Pokroková Revue», Březen). .

За обедом Л. Н. сказал:

— Как нехорошо в Туле, как везде видно, что народ обманывают: солдаты, кабаки, церкви. Возил меня по Туле пироговский извозчик; рассказывал, что брата его на войну взяли, полк в Рязани стоит; у него трое детей, а у самого извозчика — шестеро. Дал он брату 50 рублей на дорогу. Отца хоронили — истратили 50 рублей; батюшка за помин и прочее 18 рублей взял. Водка. Как обманут народ!

Я сказал, что в «Круг чтения» очень мало попало из Кальвина и Лютера 2 В «Круг чтения» включены 2 мысли Кальвина и одна Лютера — т. I, с. 192; II, с. 237 (т. 41, с. 171; т. 42, с. 60—61). .

Когда в четверть одиннадцатого я пришел наверх, Л. Н. читал вслух из «Сети веры» Хельчицкого «О городах».

В зале сидели все домашние, а также Елизавета Валерьяновна с Юлией Ивановной и Мария Львовна с мужем. Л. Н. читал очень внятно, выразительно, медленно, сильным голосом. Когда Л. Н. читает, кажется, будто он говорит свое, — такая естественная у него интонация. Он читал довольно долго, иногда останавливаясь, чтобы выразить свое удивление и согласие; слушатели тоже хвалили. Чтение было прервано приездом гостей. Но Л. Н. все-таки успел спросить дочь и зятя, есть ли у них «Сеть веры». Они ответили, что есть гектографированный экземпляр и что они читали его.

— Удивительная книга! — сказал Л. Н. — Есть обо всем. 20 лет ее не читал. И теперь читаю с новым вкусом. Перевод хороший. У вас, — обратился к Оболенским, — она есть?

— Есть литографированная.

— Что такое «сброд»? «Сброд», наверное, сословие 3 Т., вероятно, имел в виду след. отр. в пер. Ю. С. Анненкова: «... народилось множество мошеннических сбродов, которые в свою очередь дерут сеть веры... Каждый из этих сбродов стремится господствовать...» (с. 350; ср. с. 390—392). В чеш. ориг. слово «rota» — большое скопление людей. .

— Мне писал о ней Масарик 4 26 февр. н. с. 1888 г. из Праги Ф. О. Масарик сообщал, что просил проф. Н. Я. Грота доставить Т. экз. «Сети веры». 30 мая 1889 г. Н. Н. Страхов привез Т. часть еще не напечатанных, но сверстанных лл. «Сети веры», вышедшей только в 1893 г. (см. т. 64, с. 250). . До тех пор она была неизвестна (одни историки ее знали), и в свое время Хельчицкий имел мало влияния. Гус с ним не соглашался и полемизировал с ним теми же приемами, какими полемизировали с ним католики. Хельчицкий был образованный человек. Надо будет отмеченные места выписать. Попрошу Веру. Пишут, что вальденсы имели на него влияние 5 О возможном влиянии на Хельчицкого средневековой секты вальденсов писал И. В. Ягич во «Введении в сочинения Хельчицкого», с. XXXII—XXXIV. . Но я могу сказать, что Хельчицкий самостоятельный. Он просто христианские истины высказывал.

— Тебя раздражает? — спросила Мария Львовна, расхаживая по зале.

1 ... 132 133 134 ... 453

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.