Маленькому Сереже Л. Н. складывал из бумаги японских птиц и научил его их складывать 4 Такой бумажный журавлик находится в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера (Москва). . Когда Гольденвейзер уезжал, Л. Н. приглашал его опять приехать на Благовещение.

Я спросил Гольденвейзера, записывает ли он разговоры с Л. Н. о музыке?

— Да, записываю.

22 февраля. Утром Л. Н. ходил с Александрой Львовной на лыжах. Уехала Варвара Валерьяновна с Сережей.

После обеда Страхов с Л. Н.

Л. Н. получил сегодня письмо, упрекающее его в том, что он на стороне консерваторов — против конституции.

Страхов: Нужно было бы ему послать «Русское слово» 1 Р. сл. от 20 февр., с фельетоном В. Дорошевича. .

Л. Н.: Хотелось бы мне написать о науке, что она — то же, что церковь. Церковь выбрала кое-что из христианского учения, а провозглашает это за общую религию; и наука дает лишь часть истины, а провозглашает, что это вся истина, и непогрешимая; самое же главное — как жить, она пропускает; она ввела софистику в теологию, в юриспруденцию и даже в философию.

Вера Александровна завела речь о «Русском слове».

Страхов: Оно распространено так благодаря священнику Петрову. Один книготорговец мне говорил, что теперь мало покупают книг (а только газеты), кроме священника Петрова 2 В каждом № Р. сл. сообщалось о количестве проданных экз. Так, №50 от 21 февр. разошелся в 152981 экз. (объявление в №51, 22 февр.). В этой газ. печатались ст. либерального свящ. и писателя Г. С. Петрова. . Он проповедует не православие, а христианские истины.

Л. Н.: Лихтенберг говорит, что самое вредное — это немного измененные истины 3 Ср. Г. Х. Лихтенберг. Афоризмы. СПб., 1899, с. 107. Высказывание это Т. включил в «Круг чтения» — т. I, с. 300—301 (т. 41, с. 266). . Таковы истины Петрова.

Вечером говорили про Лескова.

— У Лескова многословие, — заметил Л. Н., но хвалил его рассказы: «Шуба»* Л. Н. взял из этого рассказа в «Воскресение»: старика (вызванного в суд), у которого украли ковер 5 См. в «Воскресении», ч. I, гл. XXXIV. . 4 « Шуба» — это «Под Рождество обидели (житейские случаи)» (1890), «О людях, которые ждали пришествия Христа» — «Обнищеванцы» (1881); « Крестьянин, который верил», — возможно, «Христос в гостях у мужика» (1881); « Коза» — «Томленье духа». , «О людях, которые ждали пришествия Христа» (жены спрятали одежды), «Крестьянин, который верил», «Коза».

Страхов передал содержание двух рассказов своей сестры, которые годились бы для «Круга чтения»: о кучере и «Без привычки» (брат навестил сестру-помещицу. Поехали в лес. Услыхали, что кто-то рубит лес. Брат пошел накрыть вора — видит бедную бабу с ребенком. Ему стало неловко, и он осторожно вернулся к сестре. Сказал, что никого там нет) 6 О кучере — рассказ Л. Авиловой «Первое горе» ( РБ, 1900, №8). Т. переработал его и включил в «Круг чтения» — т. I, с. 470—481 (т. 41, с. 403—413). «Без привычки» — из кн. Авиловой ««Счастливец» и другие рассказы». СПб., 1896. Оба рассказа Авилова послала Т. при письме от 1 марта (почт. шт.). .

Л. Н.: Лесков мне говорил о «Петербургской газете»: «Плохая, лакейская газета, но очень распространенная». Он писал в ней. Там появился его рассказ о людях, ждавших Христа 7 Рассказ «Обнищеванцы» был напеч. не в ПГ, а в Р., 1881, №№16—21, 24, 25—28 февр. — 4 апр., 25 апр., 2 мая. По просьбе Т. его искала для «Круга чтения» Авилова. 17 марта она сообщила Т., что не нашла его. .

1 ... 107 108 109 ... 453

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.