— Странно поставленный вопрос. Разумеется, никто не может знать, что̀ будет после смерти. Я об этом много раз говорил. Да, это какие-то странные вопросы.

Потом попросил достать в его тумбочке около кровати записную книжку; прочел в ответ на первый вопрос.

Мне Л. nbsp; Н. (после беседы с Велеминским) сказал, что разница между его и Масарика взглядами та, что Масарик признает насилие: не христианин. Понравилось ему определение Халупным характера славян (чехов), что могут проявить удивительное напряжение сил (Чешское братство), но скоро ослабнут. Велеминский, очевидно, понравился Л. nbsp; Н.

ТОЛСТОЙ В ГОСТЯХ У В. Г. И А. К. ЧЕРТКОВЫХ

Ясенки, дача Кулешовых, 19 июня — 15 сентября 1907 г.

Фотография В. Г. Черткова

«Л. Н. нездоров... Все-таки не удержался съездить верхом. Был у Чертковых». — Запись от 9 августа 1907 г.

О Канте Л. Н. сказал, что значение его — в его религиозных сочинениях (христианских), а не в сочинении «Kritik der reinen Vernunft», которое превозносится.

Л. Н. говорил об упадке немецкой философии после Канта.

— При отсутствии религиозных воззрений неизбежно наступает упадок и в художестве и в философии, — сказал Л. Н.

Чертков говорил с Л. Н. о Штирнере и что Ницше — только повторение Штирнера.

Л. Н.: У Штирнера нет выработанного учения, а отрывочные мысли, бьет на оригинальность.

Вечером получены письма от двух музыкантов. Из «Посредника» получено десять пудов книг. Мария Николаевна просила из них в Никольское для библиотеки. Л. nbsp; Н. очень рад. Мария Николаевна хочет выдавать книги под залог 10 коп., чтобы приучать людей возвращать книги.

Л. Н. о письме и книге немецкого писателя Martin Schlesinger и присланной им книге (L’Houet «Zur Psychologie des Bauerntums») 1 2 авг. М. Л. Шлезингер писал Т-му из Петербурга о своей работе над кн. «Russland in XX Jahrhundert» и просил разрешения приехать, чтобы посоветоваться с Т-м. Отв. Маковицкий 10(?) авг. (т. 77, с. 302—303). Присланная Шлезингером кн.: A. L’ Houet. Zur Psychologie des Bauerntums. Tübingen, 1905 ( Япб, пометы). Шлезингер в своем письме не указал автора; в т. 77 автором посланной кн. ошибочно назван сам Шлезингер. . В письме пишет про русских людей, что он не видит разницы между чиновниками и интеллигентами (на которую напирает пресса); и те и другие ему кажутся людьми слабыми. Одна надежда на крестьян, между которыми есть сектанты, — они столько перенесли и доказали свою духовную силу. Сегодня говорил об этой же книге Колесниченко и мне:

— Книга хороша, где пишет про фабричную работу. Молодой человек, который имел общение с дедом, бабушкой, родителями, грудными детьми, скотиной, природой, лишается воздействия их, очутившись заключенным между четырех стен, между себе равными по возрасту, потому что в фабричной жизни не бывает влияния стариков. Не говоря о телесном, он должен духовно захиреть. Это рабство хуже крепостного; я помню крепостное. Если мне выбирать: быть крепостным у самого жестокого помещика или рабочим на фабрике, выбрал бы первое. Крепостной работает на свободе, у него свой дом, семья окружает его, и обеспеченное существование, а тут (на фабрике) как потеряешь работу...

1 ... 561 562 563 ... 707

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.