— Трагедия человека — даже самая мысль несущественна, несерьезна 2 Мадач. Трагедия человечества. СПб., 1904 (рус пер. драмы в стихах: Madâch. Az ember tragédiâja). . А художники?

— Был у них Зичи, придворный.

— Но что же он?..

— Есть Koppai (?), натуралист, сатирик. — Дальше я не мог никого вспомнить.

Л. Н. спросил:

— А Холарек, он не причисляется к венгерцам?

— Нет, но из писателей и художников бо́льшая часть славянского или немецкого происхождения. Лист родился в Венгрии, из немцев.

— По-видимому, в музыке у них еще кто-то есть. — После этого Л. Н. вернулся в комнату, где была семья и гости, и рассказал им: — Я почти ничего про их культуру не знаю, совсем не знаю. Если бы у них что-то было, я бы знал. — Потом стал перебирать малые нации, начав со шведов, что́ знает про их культуру, и дошел до португальцев и тут заметил, что про них тоже ничего не знает* По воспоминаниям добавляю через семь лет...: После я вспомнил Мадача и Петёфи, которых и Л. Н. вспомнил. Потом я говорил об Аране, Ваше Геребене Жигмонде Юсте, Тёмёркене (о последних двух — как пишущих о назаренах) и Гергеле Чики (?), о которых Л. Н. ничего не знал, но поинтересовался, переспрашивал о них. Я вкратце рассказал о появлении мадьяр на среднем Дунае, о их происхождении, о быте мадьярского народа (крестьян), его приятных свойствах; о шляхте и интеллигенции, недальновидных и отчужденных от народа. Вспомнил о многочисленном клане безземельных батраков среди мадьярских крестьян; о социалистическом движении среди них и о суровом подавлении его; о назаренском движении; о том, что в сейме нет ни одного представителя мадьярских крестьян (последнее не верилось Л. Н-чу) Л. Н-ча больше всего интересовал быт мадьярского народа, народная мудрость (пословицы, сказки); спрашивал про песни, музыку, пляски. Спросил, есть ли (живы ли) христианские легенды у них, на что я не мог ответить. Узнав, что я ходил в мадьярскую гимназию, спросил о мадьярском языке и просил произнести на нем что-нибудь. Я прочел стихотворение Петёфи «Falu végén kurta kocsma», переводя по-русски. Еще говорили о слиянии мадьярской интеллигенции с омадьярившимися представителями других народов. Л. Н., кончив расспрос, продолжал обдумывать вопрос, ему столь интересный, — культура, цивилизация. Я ждал, что продиктует ответ. Но Л. Н. не ответил в тот день, а следующий день принес свои заботы, и Л. Н. больше не вспоминал об анкете..

2 декабря. Суббота. В Ясной Л. Н., Софья Андреевна, Татьяна и Александра Львовны, Елизавета Валерьяновна, Николай Леонидович, Юлия Ивановна, мальчики Сухотиных.

Сегодня уехали: Андрей Львович и М. Л. Оболенский, приехали Мария Александровна с Иосифом Константиновичем и М. В. Булыгин.

Л. Н. пополудни и вечером много сидел в зале и беседовал; чувствовал себя слабым для занятий.

Вечер с Л. Н. Иосиф Константинович утверждал, что в Тульской губернии урожаи идут за счет земли — земля истощается. Л. Н. отрицал и говорил, что на крестьянских придворовых землях на десятине до 500 куч навоза, на господских — 200—250. Булыгин вспомнил доводы Кропоткина против Генри Джорджа — что если проводить отчуждение земли, то надо произвести и отчуждение заводов, капиталов 1 П. Кропоткин. Безначальный коммунизм и экспроприация. М., 1906, с. 27—28. .

Л. Н.: Какое отчуждение? Генри Джордж предлагает просто уравнение прав пользования землей.

Л. Н. ( Дорику): На 20 дней вперед приготовил (переделка мыслей мудрых людей для детей). Возьми списать 2 В нояб. Т. начал составлять на материале «Круга чтения» детский «Круг чтения» и «Детский закон божий». Сохр. записки для занятий с 8 нояб. по 4 дек., озагл. Т. «Детский закон божий». Вероятно, именно о них идет здесь речь. .

1 ... 367 368 369 ... 707

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.