Л. Н. показал мне в книжке «Drama of Blood» на страницах 189—191 цитирование его одобрительных слов о евреях. (Это в главе, названной «Tolstoy and Gorky» 1 L. Alexander. The Drama of Blood. N. Y., 1906 ( Япб, дарств. надпись). .)

Михаил Сергеевич заметил:

— Как это вас всегда вместе с Горьким приводят! Вас ведь связывает только одна фотография, на которой вы вместе сняты 2 С. А. Толстая сфотографировала Горького и Т. в яснополянском парке 8 окт. 1900 г. .

Л. Н.: Да, меня всегда к нему пристегивают.

Л. Н. ( мне): Книга Чамберлена «Евреи» нехорошая, необъективная, чересчур научная. Не очень интересна, но дочитаю. Он против них. Проповедует насилие. О происхождении евреев там сказано: сначала были бедуины, потом смешались с сирийцами, стали израильтянами, одно племя из них — иудеи, и от этих пошли все евреи, которых мы знаем.

Михаил Сергеевич передал мне, что Л. Н. раньше говорил о «Sur la pierre blanche» (А. Франса): «Апостол Павел, собственно, иудей по вероисповеданию, и то, что у нас считается христианством, это, собственно, иудейство». Л. Н. жалеет, что он так стар для этой работы, которая выяснила бы разницу между истинным христианством и учением Павла, но что, во всяком случае, в скором времени эта работа будет сделана, а кем бы она ни была сделана, произведет страшный переворот. Первое — что Христос не иудей и на него имело влияние не одно иудейство. Второе — что Павел совершенно противоположен по духу Христу. Третье — Л. Н-чу всегда Павел был бессознательно противен, даже глава о любви: она неестественная 3 « Первое послание к коринфянам апостола Павла», гл. XIII. . Книга Анатоля Франса отчасти навела его на это и дала мысль и повод работать над этим. «Послание к римлянам» апокрифическое, не настоящее.

Л. Н. с 9.30 до 10.30 играл в винт с гостями.

Смотрели «Словарь» Михельсона, тома I—II. Никто его не хвалил.

Л. Н.: Надо будет ему написать, поблагодарить 4 С письмом от 11 окт. М. И. Михельсон прислал Т-му свою кн. «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний», тт. I—II. СПб., 1903—1904 ( Япб*). Т. отв. 26 окт. (т. 76, с. 219). .

19 октября. * Записываю 22-го октября. Л. Н. ездил почти до самой Тулы, хотя нездоров.

Л. Н.: Умиротворения не будет. — Вероятно, сказал это по поводу сообщений газет, что полевые суды, казни продолжают действовать и что грабежей не убывает.

Л. Н.: Меньшиков** Фельетон в «Новом времени», приблизительно 14 октября 1 М. Меньшиков. Письма к ближним. — Открытие Иудеи ( НВ, №10988 и 10995, 15 и 22 окт.). . напрасно расхвалил книгу Чамберлена «Евреи» (которую Л. Н. вчера стал читать).

Л. Н. принес эту книгу и читал вслух места. По поводу рассуждения о монотеизме сказал:

— Какая слабая аргументация! — Прочел цитату из Ренана. — Скверное место из Ренана. Как нехорошо, неясно это, неинтересно, бесталантно. Так рассуждать о психологии рас — набросить тень на целый народ! (О происхождении евреев: бедуины, сирийцы...) Это болтовня научная. Очень легкомысленно.

Л. Н. рассказал про Дымшица. Сегодня получил письмо от его брата. Дымшиц не хотел быть солдатом и не соглашался раздеться для осмотра. Когда его насильно раздевали, заплакал (Л. Н., рассказывая это, чуть сам не заплакал). С уважением относятся к нему. Перевели его в губернскую больницу в Витебск для испытания его душевных способностей 2 Письмо С. И. Дымшица от 17 окт. Т. отв. 26 (?) окт. (т. 76, с. 216—217). .

1 ... 314 315 316 ... 707

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.