Л. Н.: Наживин пишет роман. Я ему вчера написал письмо 5 Письмо от 25 сент. И. Ф. Наживину в связи с его романом «Менэ... Текэл... Фарес...». Т. писал: «Я давно уже думал, что эта форма отжила, не вообще отжила, а от жила как нечто важное. Если мне есть что сказать, то не стану я описывать гостиную, закат солнца и тому подобное. Как забава, не вредная для себя и для других, — да. Я люблю эту забаву. Но прежде на это смотрел как на что-то важное. Это кончи лось» (т. 76, с. 203). .

И Л. Н. говорил приблизительно в том смысле, что писание романов — пережиток... Кончилось то серьезное отношение (к романам). Теперь пишут «на одно копыто», и нечего им — и французам, и англичанам — сказать, и некому их читать. Так нельзя теперь писать, что «была погода, он стоял под окном...» Есть что писать, так писать просто: «Я сидел за столом...» Теперь это кончилось, и слава богу. «И я, говорит, грешу, иногда напишу в этой форме. Это все пустяки, это как охота. На охоту можно поехать ради развлечения, если человек чувствует в этом удовольствие, а это чепуха. Так и я возьму да напишу что-нибудь романическое, а все от этого ничего не изменится; нужно помнить, что это (писание романов) несерьезное занятие».

Л. Н. вспомнил у Диккенса прекрасное место: описание сбора винограда в Швейцарии. Везде виноград, обилие его, собаки его едят...

Л. Н.: Тургенев говорил, что там ничего нет, что это манерность, что Диккенс исписался. Я с ним не согласился. Никак не исписался.

Николай Леонидович: Знаешь, где это и у тебя есть? В «Казаках» 6 Т. упоминает о сцене из романа Диккенса «Крошка Доррит», кн.2, гл.1. В повести «Казаки» подобная сц. в гл. XXIX. .

Л. Н.: Я просто подражал.

Л. Н. получил письмо от Зенгера из редакции «Руси» с приглашением принять участие лично или высылкой делегата в приеме английской делегации, едущей к Муромцеву. Л. Н., говоря об этом, сказал, что Моод едет в числе делегатов:

— Я написал ответ очень резкий, но потом, к счастью, не отослал, разорвал. Хорошо сделал, что разорвал, потому что зачем же людей раздражать, а мой ответ их бы только раздражил. Они бы не поняли ничего. Какие-то ёрники Милюковы и компания такие глупые люди, которые воображают, что действуют от имени русского народа, что они — представители русского народа 7 Англ. депутация должна была приехать в окт. для передачи сочувственного адреса бывшему предс. I Гос. думы по поводу разгона Думы. К письму А. В. Зенгера от 18 сент. было прилож. объявл. комиссии по устройству приема, предс. к-рой был П. Н. Милюков (см. т. 55, с. 559—561). Неотпр. письмо Т. к А. В. Зенгеру от 22 сент. — т. 76, с. 196. , точно так, как какой-нибудь Моод вдруг представит собой английскую нацию. Получил «L’Ere Nouvelle» — новый формат: большой лист. Ничего, все прекрасно, кроме статей о libre amour* свободной любви ( франц.). , гадость (многоженство). Считать, что это хорошо, — гадость. Это — ложка дегтю. Еще можно писать, чтобы правительство за это не наказывало!

Николаев рассказывал, что в Москве образовался маленький кружок семейных людей, которые желают воспитывать и обучать детей на совершенно новых началах, по системе Вентцеля, издавшего об этом брошюрку, названную «Дом свободного ребенка» (изд. «Посредника») 8 «Борьба за свободную школу». Составил К. Н. Вентцель. М., «Посредник», 1906. . Он сам участвует в этом обществе. Хотят маленьких детей собирать вместе в Доме свободного ребенка. Родители будут по очереди там заниматься с детьми, причем ради демократической тенденции желают обойтись без прислуги: будут сами топить, стирать и т. д.

По этому поводу Л. nbsp; Н. сделал ряд замечаний и сказал, что по всему тому, что он слышит, ему кажется, что из этого ничего не выйдет, а если и выйдет, то что-нибудь очень плохое, наподобие заграничных детских садов, которые он когда-то за границей сам видел и которые произвели на него отвратительное впечатление, потому что дети там подвергались муштровке: делали все по команде, маршировали и прочими глупостями занимались. И Л. nbsp; Н. даже думает, что для ребенка гораздо безвреднее, если мать, которой этот ребенок мешает работать, дергая ее за платье, когда она стирает, дает ему подшлепника, чтобы его унять, чем если какая-нибудь педантичная дама, вроде институтской классной дамы, холодным голосом будет его останавливать, по несколько раз внушая ему какие-нибудь запрещения делать что-нибудь. Ему кажется, что этот кружок взялся за практически невыполнимое дело, т. nbsp; е. воспитание маленьких детей не может быть ведено посторонними людьми, а есть дело самих родителей и, главным образом, матерей. А если бы они ограничились одним образованием, т. nbsp; е. обучением, то это выполнимо. Это можно было бы устроить сообща, т. nbsp; к. дети успешнее учатся вместе, чем порознь. И он сам из своей практики школьного дела помнит и знает, что, когда детей соберут в одну школу, то они как-то сами собой отберутся, более способные к более способным, менее способные к менее способным, и тогда само собой дело покажет, чем с кем заниматься. Ему кажется, что в данном случае наши московские друзья и, в частности, Горбуновы, слишком увлекаются, желая немедленно разрешить эту проблему воспитания своих детей. Так как они чувствуют свою несостоятельность в этом деле у себя в доме, то им, естественно, хочется избавиться от этих неблагоприятных домашних обстоятельств и где-то на стороне устроить что-то, что, по их мнению, будет полезнее для детей. Но для него это уж такой трюизм, что воспитание детей все сводится к самовоспитанию родителей. И вот, например, возвращаясь к тем же Горбуновым по поводу их желания, чтобы в этом доме, предназначенном для воспитания детей, не было прислуги: как же они хотят, чтобы дети не чувствовали фальши этого, когда у них в доме по-прежнему остается прислуга, которая исполняет всю черную работу? Детей обмануть нельзя, и ребенок сейчас поймет, что это обман, игра. Лучше не задаваться такими широкими, туманными и практически невыполнимыми замыслами, помня французскую поговорку «Qui trop embrasse, mal etreint»* «Много желать, добра не видать».. Вот обучению нельзя не сочувствовать по новому, свободному методу, т. nbsp; к. у всякого честно мыслящего родителя естественно возникает желание избавить ребенка от тлетворного влияния нынешних школ и гимназий, которые только портят и развращают детей, и дать ему образование без всех этих глупостей, в виде суеверий религиозных, чудес, поклонения иконам и т. nbsp; п. или патриотизма, обожания царя и прочее.

И Л. Н. прибавил:

— И вот, я очень рад, что, благодаря этой беседе, я сам для себя совершенно ясно и еще раз выяснил, что́ в этом вопросе, который пытаются разрешить в настоящее время наши московские друзья, есть хорошего и дурного, и если вы запомните, не забудете, то так вот именно и передайте мое мнение** Записано по пересказу Иосифа Константиновича..

27 сентября. Был М. Л. Оболенский, племянник Л. Н. Здесь: Иосиф Константинович и С. А. Стахович. В 9.30, когда я пришел в залу, Л. Н. говорил:

— Теперь приходится слышать про партии и про их программы, как Шипов откуда-то вышел и куда-то вошел, и все это совершенная чепуха. Они никуда не выходят и не входят, а совершают поступки под влиянием какого-то гипноза.

Иосиф Константинович: В Гельсингфорсе опять собрались и вынесли там свое постановление: одобрение «Выборгского воззвания», но невозможность тактики по нему 1 На IV съезде кадетской партии, состоявшемся в Гельсингфорсе 24—28 сент., большинством голосов была принята резолюция против проведения в жизнь «Выборгского воззвания». .

1 ... 275 276 277 ... 707

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.