28 марта. Утром пришел Лебрен. Л. Н-чу нездоровится.

Лебрен: Меньшиков, что и сколько, как машина, пишет.

Л. Н.: Ушел в писательство (главное ему — писать за деньги, профессия).

Л. Н. после обеда читал нам вслух из «Истории» Соловьева про Аввакума 1 С. М. Соловьев. Упом. изд., т. XIII (1863), гл.1 ( Япб, пометы на с. 209, 211, где описывается жизнь Аввакума). . Прослезился. С большим уважением и любовью говорил об Аввакуме. Хвалил выдержки из Аввакума* Вероятно, из его автобиографии — «Жития протопопа Аввакума» (замечательный образец меткого, сильного, сжатого русского языка). и другие, приводимые Соловьевым: «Коротко и образно».

Александра Львовна играла и пела в «угловой» комнате, внизу (где другое фортепьяно). Софья Андреевна с Надеждой Павловной в зале играли Моцарта.

Л. Н. ( за чаем): Получил письмо из Чикаго от Набокова, русского, о бегаизме** Л. Н. произносил в слове «бегаизм» согласный звук «г» голосовым, как он слышится в словах: «господь», «благо», «тогда», «бог»., центре его в Чикаго. Сын основателя секты бегаизма, казненного в Персии, живет в Акке в Сирии. Английская брошюрка, коротенькая: изложение бегаизма 2 К письму Л. Набокова от 7/20 марта прилож. брошюра: C. M. R. «An Outline of the Bahai’ Teaching», 1905. .

Лебрен: Бегаизм — очищенное магометанство?

Л. Н.: Да, рационалистическое. Набоков пишет мне, что есть сходство их учения с моими взглядами.

Л. Н. вспомнил что-то из истории.

Лебрен: Я все желаю систематически прочесть историю. Нужно ли это?

Л. Н.: Нет, и не только историю, но и критику, географию не надо. Забудете, как забыли систематически изученный греческий, латинский языки. Что знаете из греческого языка? Учиться для того, чтобы в обществе могли о том говорить? Можно промолчать. Надо изучать тогда, когда возник вопрос. Я теперь о крестьянах изучаю историю основательно. Как она писана?! История содержит почти только то, что не нужно. Теперь я читаю всю историю, чтобы найти хоть немного сведений о крестьянах, что нужно знать. Теперь знаем, что народ составляют труженики, которые кормят и нас, а раньше о народе в истории не писалось, а о царях, боярах, ратных людях, гостях (купцах). Есть Садко богатый гость.

Л. Н. рано, в 10.30, ушел к себе. И другие рано разошлись.

29 марта. Л. Н. утром и вечером подолгу беседовал с Лебреном на веранде. Лебрен читал утром программу социалистов-революционеров. Основа хорошая: признают божественную природу человека; земли, фабрики — народу.

Л. Н.: Это все слова. Вот в чем ложь. Если бы были искренни, первое — старались бы слезть с плеч народа. Кто начинает, — продолжал Л. Н., — начинает с самого начала. Это — программа — путь славы людской; всегда примешивается к настоящему делу.

1 ... 94 95 96 ... 707

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.