ЖИЗНЬ ИСТИННАЯ НЕ ПОДЛЕЖИТ СТРАДАНИЯМ.
Но если бы даже одни люди, тем или другим доводом уверили себя, что их ожидает личное бессмертие, или другие, которых очень много, успокоили бы себя часто бессознательно рассуждением Эпикура о том, что смерти я не увижу, так как меня не будет, когда будет смерть, те и другие люди, удалив от себя представление о неизбежности смерти, никогда не в состоянии, если они не имеют истинного понимания жизни, помириться с представлением об ожидающих их, угрожающих им со всех сторон неизбежных страданий. Смерть еще ничего, мы научились жить без страха смерти; но страдания? Страдания, вот что ужасно! — говорят они. Обыкновенно под этим общим словом страданий, смешивают три разные понятия о страданиях: страдания свои телесные, личные, которые собственно и составляють главный ужас, потом вид страданий других людей, потом свои нравственные страдания.
«Человек привыкший к роскоши обеднел, голодает, мерзнет и принужден жить во вшах».
«Человек молодой, живой, полный силы сидит в одиночном заключении».
«Вагон в 6 тысяч пудов, упав, навалился на человека и придавил ему половину тела. Он лежит под 6-ю тысячами пудами в страшных мучениях. Вот первый вид страданий, отравляющий жизнь людей».
«И все это может быть со мною. Разве это не ужасно?»
Ужасно; и не может быть не ужасно для человека, понимающего свою жизнь, как плотское существование. Вся жизнь такого человека проходила только в том, чтобы увеличивать свои наслаждения. Наслаждения же не что иное, как противоположная сторона страданий. Постель из розовых листьев было наслаждение сибарита, завернувшийся листок в постели было его страдание.
Средины нет для человека, полагающего свою жизнь в плотском существовании. Все его состояния — суть состояния наслаждения, или страдания. И для такого человека богатство и здоровье и вытекающая из него возможность удовлетворения своим похотям — наслаждения, нищета и нездоровье, и связанные с ними лишения — страдания.
Возможность переходить и переезжать с места на место, видеть тех людей, которые ему нравятся — наслаждение, тюрьма — страдание. Состояние, при котором нигде ничего не болит, и человек чувствует незадержанную ничем деятельность своего тела — наслаждение. Завалившийся на живот вагон — страдание.
Разве это не положительное зло и такое несомненное, что никакие рассуждения не могут уменьшить его? Вот это то ужасно, говорят люди, точно как будто прямо из рая, из того места, где они никогда не видали и не производили страданий. Точно страдания, которые они сами производят и сами испытывают и воображают великая не только новость, но и неожиданность. Когда они с таким ужасом рассказывают про того человека, который подвергся ужасным страданиям, они как будто подразумевают то, что самое ужасное в этом деле то, что с человеком этим, попавшим в тюрьму или под вагон, или умирающим от голода или рака случилось что то такое, чего никак не должно было случиться, как будто человек всякий предназначен только для того, чтобы пить, есть, курить папироски и веселиться, и вдруг такая неприятная неожиданность. Точно как дети, которые
458 А и страдает человек от заблуждений других людей, и заблуждения каждого человека заставляют страдать других. В том то и дело, что человек не может жить для себя одного, не может спастись один, что нет для человека одного его личного блага. В том то и дело, что заблуждение человека производит страдание человека, страдание человека есть последствие заблуждения человека. Человек же, заблуждающийся и страдающий, не есть один личный человек, я, Л. H., a человек это все люди и теперь живущие и прежде жившие и те, которые будут жить. — Это сын человеческий, как называет это Евангелие. И жил, и живет, и может жить в нас только он, этот Сын Человеческий, тот, который не только связан, но есть одно со всеми людьми, который своими страданиями выкупает и свои и чужие грехи, своими заблуждениями производит свои и чужия страдания и своими избавлениями от заблуждений избавляет себя и других от страданий. Ничто не доказывает с такой очевидностью, как страдания, невозможность человеку отделить себя от других людей и жить для своего личного блага.
ЗАЧЕМ СТРАДАНІЕ?