Но мало этого: человек убивает себя. Люди, непризнающие жизнь разумного сознания, а в животной личности, как нечто вполне понятное, говорят: человек убил себя. Если бы они действительно признавали разумное сознание человека иллюзией, они бы никогда не решились сказать такие бессмысленные, по их взгляду на человека слова. Сказать, человек, животная личность убил себя, все равно, что сказать: стакан
Но человек без всякой борьбы с внешним миром, без всяких видимых материальных причин убивает себя только вследствии внутренней, известной каждому человеку неудовлетворенности разумного я. Я — животное, хочет жить, но разумное я не удовлетворено, и разумное я велит животному я, полному жизни и требований личности, убить самого себя. И животное я покоряется и со страхом, и с ужасом берет нож, пистолет, петлю, и делает то, что прямо противоречить его закону жизни животной личности — убивает себя.
Самоубийство и сознание возможности самоубийства самым грубым, но очевидным образом, исключающим всякое сомнение, показывает человеку, в каком из двух я животного или разумного — истинная жизнь человека. Тогда как разумное я может велеть животной личности убить себя, животная личность, как бы сильно она ни заявляла в человеке свои правá, ничего не может против разумного я. Она не может не только заставить разумное я уничтожить себя, как заставляет это делать разумное я с животным; но не может ни на мгновение изменить, остановить деятельность разумного я. Разумное я может все сделать над животным: может заставить его не есть, не спать, не дышать даже, и делает это.
Животное я не может над разумным ничего. Все усилия животного я против разумного обращаются только на себя, на животное я, и не затрогивают даже разумного я. Животное я хочеть заставить разумное я забыть, не думать. И все, что оно делает для этой цели: и вино, и суета и опиум, все губит только животное я, а разумное я все помнит, все думает. В чем же жизнь человека? В животном или разумном сознании?
Ведь рассуждения эти импозируют людям только потому, что много людей сошлись в них и выработали целый научный жаргон для отстаиванья их, но рассуждения эти так же жалки, нелепы и понятны, как и то, что мы беспрестанно слышим, от одного человека, находящагося в процессе борьбы животного и разумного сознания: несомненно одно то, что передо мной яблоко, а во рту слюни от желания его съесть, остальное все мое знание о том, отчего произошло это яблоко и что мое отношение к нему, это все иллюзия.
Но что бы не говорили люди, возведшие в теорию борьбу разумного сознания, как бы ни старались они своими софизмами
Но если даже одни из людей, не имеющих истинного понимания жизни, тем или другим способом уверили себя, что их ожидает личное бессмертие, или другие, которых очень много, успокоили себя, часто бессознательно, рассуждением Эпикура о том, что смерти я не увижу, так как меня не будет, те и другие люди, удалив от себя представление о неизбежности смерти, никогда не в состоянии, если они не имеют истинного понимания жизни, помириться с представлением об ожидающих их, угрожающих им со всех сторон неизбежных страданий.
Смерть еще ничего, мы научились жить без страха смерти, но страдания? Страдания вот что ужасно! — говорят они обыкновенно, под этим общим словом страданий смешивая три разные понятия о страданиях: страдания свои телесные личные, которые собственно и составляют для них главный ужас, потом вид страданий других людей, потом свои нравственные страдания.
Замечательное явление: утверждение о том, что утверждали стоики, что страданий нет, что страдания это суеверие, произведете нашего воображения, утверждение это из себя выводить людей, боящихся страданий и утверждающих то, что это есть главное бедствие жизни. Люди защищают действительность страданий как какую-то драгоценность, как опору моего миросозерцания, которую они
Человека посадили в тюрьму, и он пробыл там 30 лет. Вагон в 6 тысяч пудов, упав, навалился на человека и придавил ему половину тела. Он лежит под 6 т. пудами и молит о том, чтобы его убили скорее. Другой кондуктор в столкновении поездов прижат к паровику и пар выжигает
Ужасно, и не может быть не ужасно для человека, понимающего свою жизнь как плотское существование. Вся жизнь такого человека проходила только в том, чтобы увеличить свои наслаждения. Наслаждения же ничто иное, как противоположная сторона страданий.453
Розовая постель Сибарита была его наслаждение.
Завернувшийся листок в постели Сибарита было его страдание, постель, какой ему хотелось, было его наслаждение. Голод страдание, обжорство наслаждение. Середины нет для человека, полагающего съою жизнь в плотском существовании. Все его состояния — наслаждения или страдания. И для такого человека и нищета, и тюрьма, и вагон, и пар, и пытка — страдания. Но какже это может быть страданием для человека, понимающего свою жизнь в подчинении личности разуму? Ни в одном из этих примеров страдания не случилось ничего такого, что препятствовало бы течению жизни, как ее понимает человек. Ни в одномь из этих случаев нет ничего даже такого, чтобы нарушало течение свободной разумной жизни, как ее понимает такой человек. То, что он прежде богатый, лишен возможности есть много и греться, когда хочется телу, и состарелся, и заболел, все это для него только условия, облегчающия для него дело его жизни — подчинение личности закону разума. Тоже и с заключенным. Страдания его вытекают из представления о том, что ему надобно бы и можно бы быть свободными Но разве не тоже самое будет с его телом при параличе, старости? 6000 пудов лежит на животе. Как это ужасно! Но что же тут более ужасного, чем то, чему мы, как говорят, подлежим и подвергаемся каждую секунду — залетит одна из билионов летающих бактерий, и я без 6000 пудов буду точно также лежать и также умру. Тоже с кранами пара, прожигающими мне живот. Довольно защелкнуться кишке, и будет хуже и больнее пара. Ужасно, как говорит Эпиктет, погибнуть в этом бушующем бездонном океане. Новедь довольно ведра воды, чтобы захлебнуться, вся вода океана, за исключением ведра, лишняя. — Страдание тут кажется только ужасным. Тут ясно, что ужас не в деле, а в воображении. A воображение может сделать и то, что укус блохи для одного будет мучительнее кранов для другого. Но нет, больно, просто больно, ужасно больно, не может быть не мучительно, ужасно больно, когда отдирают ногти или с живого сдирают кожу. Разумеется больно, никто и не спорит против этого; но если бы тот, кто сделал боль, отвечал бы нам, он ответил бы, наверно, так, как к великой досаде моей всегда отвечал мне мой забияка товарищ детства. Бывало,
В те времена, когда не проснулось разумное сознание, боль служить ограждением личности, она не мучительна, в те времена, когда в человеке есть возможность разумного сознания, она, боль есть помогающее средство отречения от личности, и по мере пробуждения этого сознания становится все менее и менее мучительной.
В сущности только находясь в этом состоянии, мы можем и говорить о боли,
Как ни восставай против этого вывода, как ни ахай, как ни утверждай, что это только слова и сумашествие, как ни старайся люди, не понимающие жизни, откинуть это рассуждение и утверждать неизбежность и подчиненность всех людей страданиям и боли, им нельзя этого сделать. Если все
«Но вы говорите, скажут на это, про страдания свои личные, но какже отрицать страдания других? Вид этих страданий вот что самое ужасное», не совсем искренно скажут люди. Страдания других? Да страдания других, то, что вы называете страданиями, не прекращались и не прекращается. Весь мир стонет от этих страданий. Неужели мы только сегодня узнали про них? Роды, раны, увечья, голод, холод, болезни, старость — ведь это условия существования. Ведь это то самое, уменьшение чего, помощь чему и составляет содержание моей разумной жизни. То самое, во имя чего я отрекаюсь от личности. То самое, для чего дано мне мое личное существование, и потому сочувствие и понимание лишений страданий личности. Я был ребенком и помню это, и потому мне больны страдания ребенка, и я неудержимо влеком к тому, чтобы свои разумные силы употребить на служение ему. Он, ребенок, своими страданиями взывает ко мне как к тому, что был я, и я бессознательно жалею его, хочу помочь, и разумное сознание мое говорит мне, что это самое я и должен делать; это и есть мое дело жизни: поддержать, сохранить тоже существование, в котором может быть жизнь. Тоже с стариком, с больным, со всеми страданиями плотской жизни. Страдания эти суть та работа единственная, которая мне предстоит. Какже я матерьял своей работы могу понимать, как страдание? Все равно как пахарь бы сказал, что непаханная земля его страдание. Непаханная земля может быть страданием только для того, кто хотел бы видеть пашню, но не хочет или не может пахать. Страдания других могут быть страданиями для тех, которые понимают жизнь в чем нибудь ином, чем в служении людям, и потому желали бы видеть людей счастливыми, а не желают служить им. «Но нравственные страдания», говорят еще. Нравственные страдания самые ужасные, и какже отрицать их. И под нравственными страданиями очень часто, говоря это, разумеют самые разнообразные вещи. Я люблю человека, ребенка, и он умирает. Это нравственное страдание. «Бог дал, Бог и взял», сказал Іов. «Не говори: у меня взяли, а говори: я отдал и что мне дали на время», говорит Эпиктет. Но слова эти нам кажутся словами, и люди, непонимающие