* 6.1884 г. Марта 4—6. Москва.

Дорогой Владимир Григ Григорьевич ,

Спасибо вам, что пишете мне. Меня волнует всякое письмо ваше. Скажу вам мое чувство при получении ваших писем: мне жутко, страшно — не свихнулись бы вы. И не от того, что я не верю вашей силе, не высоко ценю вас; не от того, что вы, в моем понятии, ужасно высоко залезли — (туда, куда и надо), но мне все кажется, что вы там не тверды. Это происходит от того, что я очень люблю вас, и от того, что дело, которое вы делаете на этой колокольне, мне очень дорого. Мне хочется и посоветовать и страшно, как бы не помешать. Одно не могу не сказать на предпоследнее письмо. Вам надо жениться. Т. е. мне кажется, что вы будете прочнее — там на высоте, обвязав себя этой веревкой. Меня испугали в предпоследнем письме слова: я напился и развратныя мысли. Я знаю, что вы нарочно преувеличиваете стыдное, и в этом я всегда вас ставлю в пример себе; но это страшно. — Другое — я боюсь, что вы увлекаетесь прозелитизмом обращением как целью. Обращение тогда только действительно и тогда только совершается, когда оно есть последствие (почти бессознательное) собственного утверждения и потому улучшения. Мне так кажется и так со мной было. Вы, пожалуйста, не осуждайте меня, что я вас учу, — я говорю, чтó чувствую, и выходит нехорошо.

Я радуюсь, что вы нашли в Петре 1 согласіе, вамъ помощь, но ваша радость мнѣ не нравится. Согласіе съ истиной и признаніе ея не можетъ не быть — оно есть во всѣхъ, въ тѣхъ, к[оторые] ругаютъ ее и идутъ противъ нея. — Въ томъ, что мы всѣ согласны были и есть и будемъ — для меня, слава Богу, нѣтъ ужъ и минуты сомнѣнія — радостно то, когда люди перестаютъ бороться напрасно противъ истины и находятъ счастье въ ней. — Дай Богъ, чтобы это было въ тѣхъ, к[оторые] вамъ близки. —

Получил я еще номер Бирюкова. 2 Не нравится мне. Я занят китайской религией. Очень много почерпнул хорошего, полезного и радостного для себя. Хочу поделиться с другими, если Бог поможет. — Я теперь после написания своей книги 3 стал много спокойнее и менее неприятен другим. Чувствую, что кое что перешло уж ко мне в сердце. —

Пожалуйста, пишите мне. Кланяйтесь Шпенглеру 4 и напишите о нем.

Толстой.

Полностью письмо печатается впервые. Небольшая цитата из него приведена в статье К. С. Шохор-Троцкого «Круг Чтения» — сб. ТП, II, стр. 182. На подлиннике рукой Черткова пометка: «февраль-март?». Редакторская дата основана на том, что письмо это заключает в себе ответ на письмо Черткова с датою: 2 марта 1884 г., а 8 марта Чертков в своем письме уже свидетельствует о получении его.

Как видно из текста этого письма, оно является ответом на два следующих друг за другом письма Черткова. Первое из них, которое Толстой называет в своем ответе «предпоследним», до настоящего времени не найдено. В последнем же, от 2-го марта, Чертков пишет Толстому следующее (цитируем с сокращениями):

«Хочу поделиться с вами великою радостью, совершенно неожиданно поразившею меня на этих днях... Оказывается, что Петр Апурин, старший из трех мальчиков, о которых я вам говорил, вполне готов разделять простое, прямое понимание учения Христа. Из случайного разговора с ним обнаружилось, что он согласен, что у Христа не убивать действительно значит не убивать, не судить — не судить, не клясться — не клясться, и что его вовсе не пугают все дальнейшие выводы из такого понимания слов Христа. Он не решается утверждать, что не пошел бы в солдаты, если б он не был единственным сыном и подлежал бы призыву, так как признает, что в подобных вещах нельзя за себя отвечать наперед. Но он вполне признает, что христианин не может и не должен участвовать в войске. То же самое — относительно остальных заповедей Христа. И выражает он эти для меня в нем вполне неожиданные взгляды с таким тихим, спокойным видом, с такою славною полу-задумчивою полу-игривою улыбкой, что просто душу веселит смотреть на него. Он сын крестьянина-пьяницы соседнего села. Ему теперь 19 лет. В настоящее время он в отношении меня исполняет роль в роде конторщика или делопроизводителя... Не знаю, как для вас, но этот случай с Петрушкою имеет для меня громадное значение. Он еще раз доказывает, что почва готова и что нас гораздо больше, чем мы думаем. — Вашу рукопись “В чем моя вера” я получил и перечитывал ее внимательно и с громадным наслаждением. Почти вполне соглашаюсь со всею частью о понимании практической стороны учения Христа. Уже предвижу, что, вероятно, больше не буду ни участвовать в суде, ни присягать, и меня уже начинает переставать пугать вытекающая из такого воздержания потеря случаев приносить своим официальным положением то, что я считал пользою».

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.