Дневник, 27 сентября 1905 г.

1905 г.
том 55

162163

Был довольно дурно, тяжело, мрачно настроен. За это время думал: хорошо человеку нетолько физич физически , но и духовно пострадать. Жить в довольстве, согласии, любви со всеми людьми. Какже бы стал умирать тогда. Совсем кончил К Конец В Века и примеряюсь к новой работе. Не знаю, что: учение или драму? Записать:

1) Не иллюзия ли это, и вредная иллюзия, что жена должна и может быть другом. То, чтобы жена могла быть другом, так же мало вероятно, [как то,] чтобы работник, к которого я найму, или хозяин, к к которому я поступлю, был музыкант. (Глупо.) А между тем мы так в молодости уверены, что это бывает, что огорчаемся и досадуем на наших жен, когда они прекрасные жены, но не друзья.

163164 2) Вспоминал, как сущность обращения моего в христианство было сознание братства людей и ужас перед той небратской жизн жизнью , в к которой я застал себя. Вот это-то надо бы успеть рассказать1 Зачеркнуто: прежде до смерти. Это б было одно из самых сильных чувств, к которые я испытал когда либо.

3) Бöме говорит:

Wer sieht die Zeit, Wie Ewigkeit, Und Ewigkeit, wie Zeit, Der ist befreit Von allem Streit.

Не2 Зачеркнуто: вечностьвремя понимать как вечность, и вечность как время, а понимать, что времени нет, и3 Зачеркнуто: мне что то, что я называю временем, есть процесс духовного зрения, понимания себя в жизни.

Я, настоящий я — стою, и перед моим духовным взором раскрываюсь и я сам и другие существа. То, что я называю свободой воли, это — мое4 Зачеркнуто: просветление сознание своей духовности, неподвижности. (Неясно.)

Надо писать письма.