Тема статьи
Конкретное произведение
Опубликовано
Кому
Откуда
Дата написания
1835 1910
Дневник, 22 марта 1904 г.
1904 г. том 55

9091

Неделю не писал. Здоровье хорошо. Умственно дремлю. Начал б было писать Свет во тьме, но нет охоты продолжать. Кое что делал для Календаря. Надо выписать биографии. Читал Канта. Его Бог и бессмертие, т. е. будущая жизнь,1 Зачеркнуто: не выдер[живают критики] удивительны по своей недоказанности. Впрочем, он сам говорит, что не снимает с одной чаши весов своего желания доказать бессмертие. Основная же мысль о вневременной воле, вещи самой в себе, совершенно верна и известна всем религиям (браминской), только проще, яснее выраженная. Остается одна, но за то громадная заслуга: условность времени. Это велико. Чувствуешь, как бы ты быль далеко назади, если бы, благодаря Канту, не понимал этого.

2 Абзац редактора. Соня в Москве. Погода чудная.

Записать надо:

1) Страх смерти или, скорее, какое-то недоумение перед смертью происходить от того, что мы приписываем реальность времени (и пространству), приписываем реальность иллюзии, форме. Приписываем же реальность времени п потому , ч что не сознаем в себе вневременного. Спрашиваем себя: что будет после смерти? Но ведь это — противоречие: что будет, т. е. что произойдет во времени, когда уничтожится жизнь во времени. Одно несомненно: не будет жизни во времени. Тоже, что жизнь во времени кончается со смертью, не доказывает того, что кончается всякая жизнь. Для того, чтобы это б было , нужно, чтобы б было доказано, что жизнь 9192есть только во времени. А это нетолько не доказано, а у нас есть сознание противного.3 Мысль 1-я в рукописи отчеркнута и на полях написано: Бессмертие.

2) Если же жизнь есть и вне времени, то для чего же она проявляется во времени и пространстве? А для того, что только во времени и пространстве, т. е. в состоянии отделения себя от Всего, может быть жизнь, т. е. движение, т. е. стремление к расширению, просветлению. Если бы не б было отделения частей, не б было бы движения, не б было бы жизни. Бог, говоря общепринятым язык языком , был бы неподвижный, один; теперь же Он живет с нами, нами — всеми существами мира.....

3) Без ограничения пространства и времени не б было бы нас, не было бы4 Зачеркнуто: блаженства блага нашей жизни, состоящей в расширении, просветлении. Так что не жаловаться надо на наше ограничение, а радоваться, благодари благодарить за него.

4) Смерть есть прекращение временного существования. Если временное существование не вся жизнь, а только форма жизни, то смерть или5 Зачеркнуто: открывает вечное слияниесоединяет со Всем или вводит в новую форму.6 Мысль 4-я отчеркнута и на полях написано: смерть. 5) Мы не можем себе представить жизнь после смерти и не можем вспомнить жизнь до рождения п потому , ч что не можем представлять вне времени и можем вспоминать только во времени. Если же мы7 Зачеркнуто: будем и былидействительно есмы, то есмы вне времени.8 Мысль 5-я отчеркнута и на полях написано: бессмертие.

6) Сны, сновидения, это образцы жизни вневременной и внепространственной. Мы видим людей умерших и старых молодыми, и находим находимся и в Москве и в Казани, и лица, с к которыми говорим, и А. и Б., и одно не мешает другому.9 Мысль 6-я отчеркнута и на полях написано: Время.

7) Религия — это понятная всем философия; философия — это доказываемая и потому запутанная и приведенная в систему религия. 10 Зачеркнуто: Дурная, ложная религия это религия, к к которой подмешено рассуждение.

92938) О, как бы хотелось написать катехизис (без вопр вопросов и отв ответов ) нравственности, всем, главное, детям понятный и убедительный! Вот когда сказаль бы: ныне отпущаеши.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.