Все слабел и вчера совсем ослабел. Сердце болело. Приехали Маша с Ко Колей , Андрюша, Лева. — Нынче получше. На душе хорошо. Хорошо уясняется вопрос о жизни.

Уяснил также Н Николая П Павловича . Записать есть кое-что. О жизни же записать надо следующее:

785 Стоящий в подлиннике этот знак соединяет дальнейшую запись с первыми девятью (I—IX) пунктами «определения жизни», изложенными в записи 14 марта 1903 (стр. 164—166). — В подлиннике дана ошибочная нумерация дальнейших пунктов: XI, XIII, XIV..... XIX. Х. Жизнь представляется сначала человеку матерьяльно-пространственной и движущейся-временной. Человек признает сначала жизнью ту отдельность от всего остального той движущейся материи, кот которую он сознает собою, и полагает, что его жизнь матерьяльно-пространственна786 Зачеркнуто: и той кот которую признает не собою и те тем движением (тем к которое он признает происходящим в нем и от него и от тех к которые происходят вне и независимо его . — Последние три слова по рассеянности не зачеркнуты. и самоподвижно-временна, и в движении этой материи во времени видит свою жизнь, в прекращении же движения этой материи видит прекращение своей жизни.

XI. В этой уверенности человека поддерживает наблюдение над другими людьми, постоянно представляющими представляющимися ему матерьяльными в пространстве и движущимися во времени. То, что временами человек не чувствует движения своей жизни во времени, — как это бывает во сне, в обморке, в сумашествии, в увлечени увлечениях страстей, — наблюдая непрерывность движения материи в других существах, заставляет787 Зачеркнуто: человек приписывает и своей жизни ту же человека думать, что и его жизнь непрерывно движется во времени, хотя внутренне не только не испытывает этой непрерывности движения, но испытыва испытывает 788 Зачеркнуто: скорее светлые точки сознания среди темной непрерывности, чем темные точки, заглушающия сознан сознание среди непрерывного сознания. одно неподвижное, всегда равное себе сознание, кот которое только для внешнего наблюдения отделяется промежутками сна, сумашествия, страстей, в действительности же всегда одно. 789 Громоздкость всей этой фразы (п. XI) объясняется тем, что это место «определения жизни» подверглось в подлиннике ряду исправлений и переделок.

Такое сознание жизни во времени и простр пространстве есть не полное сознание жизни, а только приближен приближение , приготовление к нему. Настоящая жизнь начинается только тогда, когда человек сознает свое духовное, внепространст внепространственное и вневрем вневременное начало.790 Зачеркнуто: находящееся в пределах пространства и времени.Только тогда жизнь получает настоящее значение.......

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.