Тема статьи
Конкретное произведение
Опубликовано
Кому
Откуда
Дата написания
1835 1910
Дневник, 28 октября 1900 г.
1900 г. том 54

4849

Нынче 27 Окт. 1900. Кочеты. Я у Тани уже 10 дней, и не писал ни дневника, ничего, хотя здоровье хорошо. Нынче не 27, а 28.

Сейчас ходил, молился и думал. Запишу сейчас же сюда вместо книжки:

1)1 Зачеркнуто: Ca Жизнь есть переход из одной формы в другую — и потому самоотречения, т. е. выхода из своей формы — мало; нужно образовать новую форму. Жизнь этого мира есть матерьял для этой новой формы.

Еще в Ясной я упал и ушиб больн больную руку, так что не мог поднимать ее. Дорогой защемил так палец, что ноготь сходит и не могу им действовать. Здесь хорошо.

М Михаил С Сергеевич мало любит и уважает Таню. Она очень хороша и еще ближе ко мне по реакции. Но ей некогда. От С Сони хорошия письма. Очень жаль ее.

Думал:

1) Жизнь есть постоянное творчество, т. е.2 Зачеркнуто: установление образование новых высших форм. Когда это образование на наш взгляд останавливается, или даже идет назад, т. е. разрушаются существующия формы, то это значит только то, что образуется новая невидимая нам форма. Мы видим то, чтò вне нас, но не видим того, чтò в нас, только чувствуем это (если не потеряли сознания и не признаем видимого внешнего за всю нашу жизнь). Гусеница видит свое засыхание, но не видит бабочки, кот которая из неё вылетит.

49502) Память уничтожает время: сводит во единое то, чтò происходит как будто врозь.3 На незаполненной до конца строчке и в следующей строке под словом: Сейчас, — написано бледным красным карандашом: глиоматозная серингомиэлия

3) Сейчас ходил и думал: есть религия,4 Зачеркнуто: большинства философия, наука, поэзия, искусство большого большинства народа: религия, хотя и прикрытая суевериями, вера в Бога — начало, в неистребимость жизни; философия бессознательная: фатализма, матерьяль матерьяльности и разумности всего существующего; поэзия сказок, жизненных истинных событий, легенд; и искусство красоты животных, произведений труда, вырезушек и петушков, песен, пляски. И есть религия истин истинного христианства: философия от Сократа до5 Зачеркнуто: Ка Канта Амиеля, поэзия: Тютчев, Мопасан — искусство (не могу найти примеров живописи) — Шопен в некот некоторых произведениях, Гайден.6 Написано поверх слова: Бетховен Бетховен И есть религия, философия, поэзия, искусство толпы культурной: религия — евангел евангелики , армия спасения, философия — Гегель, Дарвин, Спенсер, поэзия — Шекспир, Дант, Ибсен. Искусство — Рафаель, Декаденты, Бах, Бетховен, Вагнер.

Навел меня на эти мысли мой нарастающий ноготь. Осталось мясо — ткань. Отчего на ней в этом месте растет ноготь? Ноготь, роговое утолщение случайно встречается везде: на груди, на спине.... Ответ по Дарвину тот, что ногти росли везде, но везде,7 Зачеркнуто: они были безп кроме как на оконечностях — когти — они были бесполезны и не удерживались. Животные же, у к которых были когти,8 Зачеркнуто: выживдавали породу с когтями. Но и образовавшиеся зародыши когтей, хотя бы и на оконечностях, не представляли никаких преимуществ, и животные с зачатками когтей на оконечностях не имели никакого повода оставить больше породы, чем те, у которых когти были на заднице. И этакая теория — философия признается великим9 Зачеркнуто: откр произведением мысли!

5051Дарвинизм имеет все данные для философии толпы. Он не прост и может озадачивать, и то, что он глуп, не сразу видно, потому что он курчав. Изысканность,10 З ачеркнуто: удиви поразительность, глупость и курчавос курчавость в этом признаки и религии, и философии, и поэзии, и искусства толпы. Таков Дант, Шекспир, Бетховен, Рафаель.

(Надо примеры подыскать получше.)

4) Память в старости теряется на имена и на события настоящего. Это происходит от того, что память собирает в одно то, чтò11 З ачеркнуто: ей н существу нужно для будущей, следующей жизни.

5) Записано12 Зачеркнуто: так: чт что что то непонятное и такое, ч чтò не могу вспомнить...13 В подлиннике здесь оставлены незаполненными четыре строки. — В Записной книжке в соответствующем месте имеются следующие две заметки:1) Или скорее до тех пор н не нужны академии, пока люди продолж продолжают воспитыва воспитываться в одуряющих и развращающих их религиозных учениях.2) Привычка собственности. Я считаю хорошим, что мужик брал лес, и неприятно... (См. стр. 230.) В подлиннике здесь оставлены незаполненными четыре строки. — В Записной книжке в соответствующем месте имеются следующие две заметки:1) Или скорее до тех пор н не нужны академии, пока люди продолж продолжают воспитыва воспитываться в одуряющих и развращающих их религиозных учениях.2) Привычка собственности. Я считаю хорошим, что мужик брал лес, и неприятно... (См. стр. 230.)

6) Для того, чтобы хорошо жить в этом мире, надо понимать его нереальность — понимать, что14 Зачеркнуто: этоего внешняя форма есть одна из15 Зачеркнуто: бесчисленных бесконечных случайностей, след следовательно ничто. Этот мир сам по себе есть

то, чего не может быть и чтò не имеет смысла отдельно, но имеет значение и смысл только как переходный фазис жизни.

7) 99/100 поступков всех людей совершаются по подражанию, по внушению, по инстинкту. 1/100 делается по разуму, свободно; и эта то 1/100 движет человечество, есть истинная жизнь.

8) Не таков ли обычный ход прогресса, что16 Зачеркнуто: совершаются делаются 5152изобретения и матерьяльныя усовершенствования,17 Зачеркнуто: жизни к которые разрушают нравствен нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы,18 Зачеркнуто: заяв и жизнь с её матер матерьяльными усовершенствовани усовершенствованиями исправляется; и опять шаг вперед матер матерьяльных усоверш усовершенствований и второй шаг нрав нравственного . От этого недовольство цивилизацией — и законное.

9) Есть аристократия не ума, но нравственности.19 Зачеркнуто: Арис Такие аристократы те, для к которых нравствен нравственные требования составляют мотив поступков. Отчего они такие? Буддист бы сказал: от того, что они жили прежде20 Зачеркнуто: сов лучше — карма.

10) Думал о том, что если служить людям писанием, то одно, на чтò я имею право, чтò должен делать, это — обличать богатых в их неправде и открывать бедным обман, в к котором их держат.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.