Дневник, 24 марта 1900 г.

1900 г.
том 54

1718

Вчера была страшная операция Тани. Я несомненно понял, что все эти клиники, воздвигнутые купцами, фабрикантами, погубившими и продолжающими губить десятки тысяч жизней — дурное дело. То, что они вылечат одного богатого, погубив для этого сотни, если не тысячи бедных, очевидно дурное, очень дурное дело. Тоже, что они при этом выучиваются будто бы уменьшать страдания и продолжать жизнь, тоже нехорошо, п потому ч что средства, к которые они для этого употребляют, таковы (они говорят: «до сих пор», а я думаю по существу) таковы, что они могут спасать и облегчать страдания только некот некоторых избранных, главное же п потому , ч что их внимание направлено не на предупреждение, гигиену, а на исцеление уродств, постоянно непрестанно творящихся.

Пишу то Патр [иотизм], то Ден [ежное] раб [ство]. И первое1 в первом много улучшил, но вот 2 й день не пишу. Читаю психалогию. Прочел Вундта и Кефтинга. Очень поучительно. Очевидна их ошибка и источн источник её.2 Зачеркнуто: Нельзя писать разумныяДля того, чтобы быть точными, они хотят держаться одного опыта. Оно и действительно точно, но зато совершенно бесполезно и3 Зачеркнуто: оставлвместо субстанции души (я отрицаю ее)4 Зачеркнуто: вы ставят еще более таинственный паралелизм. 5 итти в церкви и потому причина в колоколах; другие говорят, что это люди те самые люди, кото которые ходят в церкви и звонят в колокола и потом

1819 Сравнение не вышло.

Надо бы сказать так: человек едет верхом, отчасти6 Первоначально стояло: частью. Потом перед этим словом вставлено: отнемного правит, отчасти немного лошадь везет его. Люди рассуждают глядя на него. Одни говорят: он правит лошадью, другие говорят: лошадь везет его,7 Зачеркнуто: он толего движения последствия движения лошади. Третьи, осуждая и тех и других, важно произносят: существует паралелизм между движениями седока и лошади: она трусѝт, он трясется, она станет, он станет. Все это может быть, но ни то, ни другое, ни третье нисколько неинтересно. Единственно интересное это то,8 Это слово зачеркнуто и восстановлено. откуда, куда он едет и кто его послал.

Думал за это время:

1) Гадание это внушение: обещание, что совершится то, чего хочешь и потому усиление энергии для достижения.

2) Стремление к единению, освобождение от отделения: любовь расширяет матерьяльно-пространств матерьяльно-пространственные пределы; деятельность ума уничтожает пределы движения, временные.

3) Полного освобождения (и потому полн полной свободы) нет, но человек приближается к свободе по мере соединения своего с безграничным свободным начал началом любви и разума.

4) Внушение необходимо и полезно,9 Зачеркнуто: но когда передает задним усвоенное передними, но губительно, когда задним задним передает передает отсталое, пережитое и удерживает в нем.

5) Все наши заботы о благе народа подобны тому, чтò бы делал человек, топча молодые ростки, уродуя их и потом вылечивая каждое деревцо, травку отдель отдельно . Это главное относится к воспитанию. Слепота наша к делу воспитания поразительна.

6) Закон сохран сохранения материи и энергии совершается во 1920 всех организмах. Все организмы подлежать этимь законам. Как и везде одно движение порождает другое, или накопление, к которое потом освобождается. Все это хорошо, и витализм не нужен, но остается необъяснимым самое главное явление: деление организмов, обособленность их; то, что каждый организм есть нечто отдельное, себя, только себя поддерживающее. — Если бы и возможно было (явно невозможно) показать, как делились организмы по Дарвину, все таки останется необъясненным главное, сознание себя отдельным существом.

7) Сознание разумное есть сознание Бога. Только тогда сознаешь себя отдельным, когда сознаешь себя всеобщим. Понятие отдельности10 Зачеркнуто: вытекне могло бы возникнуть без понятия нераздельности. Сознание поэтому уничтожает пределы материи — любовью и пределы движения разумом. —