Опять не видал, как прошли 11 дней. Очень увлеченно занят Воскр Воскресением и хорошо подвигаюсь. Совсем близок к концу. Был Сережа и Суллер и уехали оба на Кавк Кавказ с моим письмом к Голиц Голицыну . Вчера приехала С Соня . Очень хорошо. Я себя давно так умственно и физич физически хорошо, бодро не чувствовал.

Не могу разобрать, что записано, что нет:

1) Как трудно угодить людям — чтобы угодить им, нужно, чтобы и прошедшее и будущее отвечало их требованиям. Чтобы угодить Богу, нужно только удовлетворить Его требованиям в настоящем.

2) Жить для других кажется трудно так же, как кажется трудно работать. Но как и в работе, за заботу о других мож может б быть лучшая награда: любовь других. Может и не быть. Тогда как в работе награда внутренняя: наработал наработался , устал и хорошо.

3) Поэзия в старину занималась толь только сильными мира: царями и т. п., п потому ч что себя эти сильные мира представлял представляли высшими и полнейшими представителя представителями людей. Если же брать людей простых, то надо, чтобы они выражали чувст чувства всеобщие (неясно).

4) Если не позволять себе жить для себя, то невольно, от скуки, стане станешь жить для других.

5) Женщины точно так же, как и мущины, одарены чувством и умом, но разница в том, что мущина, большей частью, считает обязательным и для себя и выше чувств веления ума (разум), женщина же считает обязательным для себя и выше разума — чувство. То же, но только на разных местах.

6) Сердишься на рассудителя, к который считает, что главное, основное в жизни человека есть его матерьяльная природа, а человек этот не знает духовного, а знает одно матерьяльное воздействие и потому не может судить иначе.

7) Думаешь, что ты один и страдаешь от одиночества, а ты не только в согласии, но ты один со всеми — только искусственные и устранимые преграды отделяют тебя. Устрани их, и ты один со всеми. Устранение этих преград по мере сил и есть дело жизни.

8) Если человек считает собою свое животное существо, то и Бога он будет представлять себе матерьяльным, властвующим матерьяльно над матерьяльным. А Бог — не такой, Бог дух и не властвует ни над чем, а живет во всем.

9) Смотришь на людей, целующих икону, подлезающих под нее, обожающих и боящихся ее. Если людей могли обмануть так, то нет обмана, на к который бы они не поддались.

10) Записано, что тяжело оттого, что жизни нет, а есть только эгоистическое существование. — Не могу вспомнить, что я еще разумел под этим.

11) Бог проявляется в нас сознанием. Пока нет сознания, нет Бога. Только сознание дает возможность добра, воздержания, служен служения , самопожертвования.

Всё зависит от того, на что направлено сознание.

Сознание, направленное на животное я, убивает, парализирует жизнь; сознание, направленное на духовное я, возбуждает, возвышает, освобождает жизнь.

Сознание, направл направленное на животное я, усиливает, разжигает страсть, производит страх, борьбу, ужас смерти; сознание, напр направленное на духовное я, освобождает любовь. Это очень важно, и если буду жив, напишу это.

12) Смерть есть перемена сознан сознания , перемена того, что я могу сознавать собою. И потому страх смерти есть ужасное суеверие. — Смерть есть радостное событие, стоящее на конце каждой жизни. Страдания затем и посланы людям, чтобы удерживать их от смерти. А то все бы, понимающие жизнь и смерть, стремились бы к смерти. Теперь же к смерти нельзя придти иначе, как через страдания.

13) Величайший акт жизни это сознание своего я, и последствия его благодетельнейшие или ужаснейшие, смотря по тому, что на что — на тело или дух будет направлено это сознание.

14) Чтобы избавиться от нравствен нравственных (даже и от физич физических ) страданий, есть два средства: уничтожить предмет страдания или в себе чувство, производящее страдания. Первое не во власти, второе во власти человека (повторяю Эпиктета).

15) Прогресс нравствен нравственный человечества происходит только от того, что есть старики. Старики добреют, умнеют и передают то, что они выжили, следующим поколениям. Не будь этого, человечество не двигалось бы. А какое простое средство!

16) Если челов человек смотрит на жизнь матерьяльно, то старики не лучшают, а хужеют, и прогресса нет.

17) Технический прогресс все приветствуют, все подгоняют, нравственный же, религиозн религиозный прогресс задерживают жрецы. Оттого главные бедствия жиз жизни .185 Следующая запись сделана через две страницы, повидимому случайно пропущенные Толстым.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.