Тема статьи
Конкретное произведение
Опубликовано
Кому
Откуда
Дата написания
1835 1910
Тетрадь А. Дневник, 18 марта 1847 г.
1847 г. том 46

34

Я читал наказ Екатерины и так как дал себе вообще правило, читая всякое сурьезное сочинение, обдумывать его и выписывать из него замечательные мысли, я пишу здесь мое мнение о первых шести главах этого замечательного произведения. — Начиная свой наказ, в1 Зачеркнуто: первой главе инструкции Екатерина говорит: Religio Christiana docet nos, ut alter alteri tantum boni faciamus, quantum quidem in cujusque nostrum viribus situm est.2 Религия христианская научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько каждый в силах. Из этого понятия она выводит следующее заключение: unumquemque probum et honestum virum viventem in civitatem vel teneri, vel incensum iri [desiderio], conspiciendi totam, quanta est, patriam suam in summo fastigio felicitatis, gloriae, beatitudinis et tranquillitatis.3 Желание всякого честного человека в государстве состоит или будет состоять в том, чтобы видеть всё отечество свое на самой вышней степени благополучия, славы, блаженства и спокойствия. — Эта странная 45несообразность 4 Зачеркнуто: оправдывается только тем, что Екатеринасовершенно мне непонятна, ибо5 Зачеркнуто: понятиеслава6 славы по понятиям Христианск Христианской Религ Религии , есть предмет скорее достойный порицания,7 недостойный желания чем желаний человека.8 Зачеркнуты и восстановлены последние три слова. — 2-й вывод:9 Зачеркнуто: что желание видеть своего ближнего спокойным под покровительством законов, совершенно праведлив справедлив . — I глава заключает в себе доказател доказательство того, что Россия есть держава Европейская. — II глава содержит доказательства необходимости единодержавия тем более убедительные, что она говорит о Монархе в идее. — Как не велик бы был ум женщины, но10 он всегда вы найдете в проявлениях его какую то мелочность, неосновательность, и п потому Екатерина в числе своих доказательств необходимости верховной власти говорит: Altera haec est ratio: melius obedire legibus sub uno domino, quam obsequi pluribus.11 Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим. На полях против этого места написано: почему?— Или: Monarchici regiminis scopus et finis est gloria civium imperii et imperantis.12 Намерение и цель самодержавных правлений есть слава граждан, государства и государя. III и IV глава: de tuitione constitutionum imperii 13 о безопасности постановлений государственных содержит мысли самые обыкновенные.

Глава V: De statu omnium regni incolarum 14 О состоянии всех в государстве живущих начинается философскою мыслью, что счастлив тот человек, воля которого под влиянием внешних обстоятельств покоряет его страсти. Читая это, я думал, что из этого положения она выведет понятие о законе, который и есть15 Зачеркнуто: товнешнее обстоятельство, имеющее влияние на волю и делающее подчиненного закону счастливым; но она далее16 Зачеркнуто: сейча гово переходит к понятию о возможном равенстве в Ге Государстве , т. е. подчинении всех одним законам. —17 Зачеркнуто: Вообще я замечаю, что этот по Понятия о свободе под правлением 56Монархическим суть следующия: свобода, говорит она, есть возможность человека делать все то, что он должен делать, и не быть принужденным делать то, что не должно делать. Я бы желал знать, что понимает она под18 Зачеркнуто: назва словом должно и не должно; ежели она разумеет под19 Зачеркнуто: этим словом, что должно делать, Естественное право, то из этого ясно следует, что свобода может только существовать в том Государстве,20 Зачеркнуто: где в законодательстве которого право естественное ни в чем не разнствует с правом положительным — мысль совершенно верная. — Далее в подтверждение своего мнения Екатер Екатерина приводит21 Зачеркнуто: софизм совершенно ложный имянночрезвычайно замысловатое доказательство: Свобода есть право действовать по законам. Ежели же Гражданин поступает противозаконно, то этим самым он дает другим право действовать также, и этим нарушена свобода.22 Зачеркнуто: Разве, нарушивши закон, я не имею права действовать по закону? Но ведь за этим она представляет понятие свободы, которым оправдывается первое предложениеLibertas politica in civibus est tranquilitas animi, quae oritur ex opinione unum quemque eorum priva frui securitate.23 Зачеркнуто: говорит она unum quemque eorum— Ut autem possideant homines eiusmodi libertatem, leges ita oportet esse comparatas, ne civem civis timeat, sed omnes timeant vim legum24 Политическая свобода в гражданах есть спокойствие духа, происходящее из убеждения, что каждый из них пользуется своею безопасностью; и чтобы люди имели эту свободу, законы должны быть таковы, чтобы граждане не боялись друг друга, но чтобы все боялись силы законов — говорит она в заключение.

VI глава содержит понятия о законах вообще. Сначала она говорит о содержании законов. Далее представляет мысль самую возвышенную о характере законодательства. — Ut immotae semper serventur leges, necesse est eas tam bonas esse, tam que omnibus refertas modis ad attingendum summum quod mortalibus habere licet bonum; ut quisque parens illis in ea versetur persuasione, contendendum sibi esse pro viribus suae ipsius utilitatis ergo ne quis leges has loco suo moveat 67subruat ve.25 Для нерушимого сохранения законов надлежит законам быть столь хорошими и в такой мере обладать всеми средствами для достижения возможного для людей величайшего блага, чтобы всякий, оказывая им повиновение, пребывал неизменно в убеждении, что ему для собственной его пользы изо всех сил следует добиваться того, чтобы этих законов никто не смел колебать и тем более нарушать. — Далее, говоря о влиянии, которое должны иметь на законодательство Религия, природа, законы, правила, принятые в основание, нравы, обычаи и история, замечает при этом, что характеры народов составлены из добродетелей и пороков. — И соединение этих качеств между собою составляет счастье или несчастье народа. Потом приводить примеры. —26 Зачеркнуто: Особенно понравилось мне ее определениеЗамечательны понятия о обычаях.27 обычаев. Она говорить: закон есть постановление28 Зачеркнуто: однаго законодателя, обычай же есть постановление целого народа; и так, ежели нужно произвести переворот в законодательстве народа, то закон истребляй законом, а обычай обычаем. Потом: Средство для искоренения преступления есть законное наказание; средство для искоренения обычая есть пример. Кроме то того , сообщения с другими народами имеют влияния на обычаи. —

В заключение она говорит: Verbo: omnis poena, quae imponitur non urgente necessitate, est tyrannica.29 Словом сказать: всякое наказание, которое не по необходимости налагается, есть тираническое.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.