Три дня в деревне. Варианты
347348
[ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ СТАТЬИ «БРОДЯЧИЕ ЛЮДИ».]
№ 1.
Въ наше время у насъ по деревнямъ завелось нѣчто совершенно новое, не виданное и неслыханное прежде и не только тяжело мучительное, разводят на ночлег от... до...143
Зач., восстановлено и снова зач.: человек
теперь зимой, холодных, голодных оборванных людей. О том, каковы эти люди по своему внешнему виду,144
не145
У нас есть Работные дома, есть
Ведь представить себе только, что150
не
было бы, если бы не было этого народа и не было бы в нем того чувства,151
Да, не правительство и153
Не будь их, уже давно, несмотря ни на какую полицию (ее же так мало и не может быть много в деревнях), разнесли бы все155
На днях170
выхожу, как обыкновенно, на утреннюю прогулку
только проснулся,
— Вам подали.
— Подали. Ради Бога, ваше сиятельство172
Я говорю, что подаю всем одинаково, больше не могу. Он продолжает умолять, угрожает, что наложить на себя руки, становится на колени и опять повторяет одно и тоже.
Я даю ему еще173
Но сколько между всеми ними прекрасных, истинно прекрасных людей по своим нравственным качествам.
Просит, как обыкновенно, высокий, красивый человек в одном,175
И вот идет теперь к своим, что было деньжонок издержал. Очевидно, деловитый180 хороший человек, попал только от несчастной случайности в положение голыша.
Или другой: в181
лаптях
опорках, одежда ваточная, в роде халата,
— Да когда нибудь, да не скоро.
— От нас зависит.187
а
— Я читал вашу книгу о революции.
— Это не моя, но я так же думаю.188 Перед началом следующей реплики зач.: Ba[?]
— Хотел просить вас о ваших книгах.
— С удовольствием. Только как бы не повредить вам. Я дам самых невинных.
— Да мне что... я уже ничего не боюсь. Тюрьма? Да тюрьма лучше, чем так. Я бы желал в тюрьму.
И
— Как жалко, что столько сил тратится напрасно, сказал я, вот такие люди, как вы, как расстраиваете свою жизнь.189 всегда Ну как же вы.
То он весело бойко отвечал мне, когда дело шло о внешнем общем, но как только дело коснулось его, он вдруг отвернулся от меня, закрыл рукавом глаза и затылок его затрясся.
И сколько таких людей.
И эти люди погибают без помощи, и люди те, как тот первый слабые отдаются этой бродячей жизни и главное тот народ, который до сих пор пригревал, кормил их, спасал нас от них, доходит до невозможности продолжать это свое дело. Нельзя так, положение это и новое, и невозможное. Нельзя так, надо ответить на это новое ужасное явление русской жизни.
№ 2.
«Как ответить на него, я не знаю, но знаю одно, что ответить на него может никак не наше одервенелое и глупое правительство, a ответить могут только люди общества (стоит 352353только вспомнить то, что сделал и делает
№ 3.
«Как ответить на него я не знаю, но знаю одно, что ответить на него может никак не наше одервенелое и глупое правительство, a ответить могут только люди общества (стоит только вспомнить то, что сделал и делает
Я сижу за работой, приходит тихо190
Я сижу... тихо вписано над зачеркнутым: Как и каждый день
— Возьмите пожалуйста и подайте.
— Женщина по какому то делу.
Прошу подождать и продолжаю работу. Выхожу совершенно забыв о просительнице. Из-за угла выходить молодая, длиннолицая, худая, миловидная крестьянка. Я вспоминаю.
— Что нужно? В чем дело?
353354— Значить. Мужа отдали. Осталась одна с четырьмя детьми.193 да свекровь
— Как же? Разве один был? Братьев не было?
— Брат есть да разделенный.
— Так как же одинокого отдали?
— Отдали, говорят, вы не делены. А мы еще после Пасхи на Фоминой разошлись. Все разделили, да и делить нечего было. Из скотины только и было что три овченки.
— Так как же одинокого отдали?
— А кто их знает. Вот осталась одна с ребятами. Делай что хошь. Одно помирать надо. Да робят жалко. К вашей милости. Защитите как194 Воротить нельзя не по закону отдали.
— Я узнаю. Записал деревню, имя, прозвище. Узнаю, если что можно сделать. Дам знать.
— Помогните хоть сколько нибудь. Ребята есть хотят, a верьте Богу, куска хлеба нет. Пуще всего грудной. Молока195 пропало в грудях нет, а коровы тоже нет. Плачет и вся трясется и от слез и от горя в своей рваной поддевочке.
Спрашиваю: откуда она взята. Говорит из Сергиевского. Это богатое большое село в 40 верстах от нас. Спрашиваю,196 Зач. как живы ли197 родня отец, мать и как живут. Живут, говорит, хорошо.
— От чего бы тебе к ним не поехать?
— Я и сама думаю. Да как мне к ним итти. Может не примут.
— Так вот что давай напишем, я.
Она соглашается. Я иду к себе, пишу от
Только отпустил,198
как пришла женщина,
На столе y нас стоят вазы с прекрасными букетами розанов. Это присланный нам подарок какой то неизвестной особой.203
— Ну в Алжире у вас этого всего будет много.
— Да, но путешествие очень трудно.
— Ну что же в 1 -м классе.
— Хоть и в первом классе. Муж привык к прогулкам, a здесь лишен этого.
Еще разные разговоры о знакомых, о Думе, о последнем французском романе, прекрасной игре
Прежде всего204
мы
захожу в Волостное Правление. Старшины нет, нет и писаря, один помощник писаря, молодой умный мальчик. Я его давно знаю. Распрашиваю о солдатке. Он205
рассказывает
справляется и говорит мне, что раздела в этой семье не было. Правда, говорила тут их свекровь, что они разделены, но раздела не было, и потому не было причины отменить Павла от
— Ну как они живут?
— Очень бедны.
— Да я хочу заехать распросить их об этом разделе.
— Вот сами увидите. Бедны то бедны. А все таки врут, что делились.
Заходит доктор, окончив свое посещение больного, и мы вместе направляемся к солдатке. Но по дороге, в улице того же села нас останавливает девочка лет 12 очень миловидная.
— К вам верно, говорю я доктору.
— Нет, я к вашей милости.
— Что нужно. От кого ты?
— Да я сама от себя. Научите, что нам делать. Мать померла, остались мы одни. Что нам делать? Что нам делать? Как кормиться, сидим не емши...
355356— Откуда ты?
Девочка указывает дом кирпичный, довольно хороший. — Вот наш дом. Да зайдите, посмотрите.206 я иду
Выхожу из саней, иду к дому. Из дома выходит женщина и приглашает войти. Женщина эта тетка девочки. Вхожу. Так, как и сказала девочка. Четверо детей кроме неё, два
— Хоть бы этого вон Миколашку куда пределить, указывает она на меньшого, а то с ним беда, никуда отойти нельзя.
Я делаю, что могу, и обещаюсь хлопотать о приюте. Девочка старшая благодарит и спрашивает, когда притти ко мне за ответом,213
Все
Выйдя из дома, не доходя до саней, встречаю старика. Старик здоровывается и тотчас же начинает говорить о сиротах.214
— Бяяда, говорит он,215
Вот сердешные где
жалость смотреть на них. И девчонка старшенька как хлопочет. Ровно мать им. И как им только Бог дает. Спасибо люди не покидают,216
Прощаемся с стариком, с теткой, с девочкой. Все они провожают меня, и едем217
к
— Третий дом отселе, сказала мне вдова, указывая вдоль улицы. Кирпичная изба, а рядом их дом.
Как ни219 бедны дома жалки по деревням дома бедных людей, такого заваливающагося дома, как дом солдатки, я давно не видал. Не только вся крыша, но и стены перекосились, так что окна были кривые.
Внутренность была не лучше внешности. Маленькая220
кривая
избушка с печкой, занимавшей треть её, вся была перекошена, черна, грязна и,221
полна
к удивлению моему, полна народа. Я222
же
думал найти одну солдатку с её детьми, но тут была её золовка, молодая баба с детьми, и её старуха свекровь.223
— Что это? говорю.
— Да вот шаль залòжила за трешницу.
Читаю, расписка в том, что взята под залог шаль;
— Ну, а старуха что? спрашиваю.
— Да вон на печи.
Я подхожу к печи, окликаю. Отзывается слабо старческий голос.231
— Ох тяжело, о ох горе мое.
— Что, старушка? Что болит?
— Все болит. Всю ломит.
— Старая она, говорит вдова.
— А сколько ей?232 Да годов Не старше меня.
— Старше много, ей годов 90.
— Так что же нам с тобой,233
— Пора, пора.... батюшка., об одном прошу Бога. Да не принимает душу. За грехи видно. О господи.
Отделавшись здесь, едем с Доктором на последнее его посещение в деревне, которое нам на дороге и234
где ему нужно посетить
откуда235
к нему.
его приезжали звать к больному. Приезжаем и идем вниз в избушку. Небольшая, но236
— Где же больной? спрашивает доктор.238
— На печке вон, говорит женщина, сильно качая люльку с ребенком.
Доктор влезает на приступку печки и окликает больного. Больной не отвечает. Я влезаю тоже на лавку, так что стою рядом с Доктором.239
Ну что? спрашиваю я
И вижу в полутьме240
Зач,: Доктор
— Ну что? спрашиваю я.
— Агония, говорит Доктор и обращается к хозяйке. Запали лампу.
Хозяйка зовет девченку и велит ей качать люльку, а сама зажигает лампу и подает Доктору.
— Кончено, говорит Доктор, спускается, и я за ним.
Очень странно мне после этого садиться за наш обед с 12 серебряными приборами, двумя слугами, полуторарублевыми розами, стоящими на столе, и разговорами о превосходстве той или другой музыки, о241
Странно и скучно и возмутительно и стыдно.
Едем домой с Доктором и дорогой молчим. Думаю, что оба испытываем одинаковое чувство.
— Как же он лежал? Ничего подстелено не было?
— Ничего, коротко отвечал
Опять едем молча довольно долго.
И опять очевидно зная, о чем я думаю, доктор говорит:
— Да, очень есть бедные. Вчера я был в Крутом после родов. Чтобы исследовать, надо было положить так, чтобы вытянулась во весь рост. Не было такого места.
— Неужели?
— Да, такая плохая изба.
Подъезжаем к дому. У крыльца стоит великолепная пара коней цугом в ковровых санях. Кучер красавец в тулупе и мохнатой шапке. Это сын приехал из своего имения.
За обедом из 5 блюд с двумя сортами вина, двумя служащими лакеями и стоящими на столе цветами, идут разговоры.
Сын, глядя на цветы, десятка два свежих розанов, спрашивает, откуда эти чудесные розаны. Жена рассказывает, что это уже во второй раз присылает нам какая то дама из Петербурга, не открывающая своего имени.
— Такие розаны по 1
Разговор переходит на
359360— Техника изумительная, но нет настроения, говорит кто то.
— Последний раз я встретила в его концерте — называют имя и фамилию. Он почти год никуда не выезжает, а на
— А что, как его здоровье?
— Да все нехорошо. Доктор посылает его в Алжир, но он не хочет. Говорит, что всё может переносить, только не скуку.
— А для меня
Обед кончается, подают кофе. Я ухожу к себе и мне на душе странно и мучительно стыдно.
Подати.
Кроме обычных посетителей и просителей нынче 20
Первый жалуется зажиточный крестьянин, высокий, красивый, стареющийся, сердитый человек. Рассказывает, какие то продовольственные, как-то не следует брать теперь и с них, а пришел староста, описал телку и все. А не по закону. Я говорю, что справлюсь, узнаю, и обращаюсь к старичку. Маленький, худенький, слабый, плохо одетый человечек245
В ркп.: человечек
рассказывает с отчаянием, как пришли, взяли самовар и всё. A где же я возьму три246
Я обещаюсь узнать, обращаюсь к бабе. — Худая, измученная, я ее знаю, знаю, что муж пьяница и 5 детей.
360361— Пришли. Давай говорит деньги. Я говорю, хозяина нет, на работе. Давай говорит. Где ж я возьму. Одна овца и ту забрали. Плачет. Обещаюсь разузнать помочь, чем могу, и иду на деревню к
Староста сильный, умный,250
— Какже, спрашиваю, отбирать самовары, скотину?
— Велено,255 Зач.: Как же быть? что же будешь делать? говорит староста, пожимая сильными плечами. Только есть и такие, что могут отдать. Хоть бы Абакумов.256 Зач: Он
Он называет мне того достаточного крестьянина, у которого описали корову за какой то продовольственный капитал, который
— Ну этот положим, говорю, ну a бедных то как же. Хоть бы у стариков, самовар взяли.
— Эти точно что бедные и взять не с чего. Да ведь там не разбирают.
— Ну, а Курносенкова? Я говорю про женщину, у которой взяли овцу. И эту староста257 признает жалкой жалеет, но как будто оправдывается тем, что не может не исполнять приказания.
— Я спрашиваю, давно ли он старостой. И сколько получает.
— Да что получаю? отвечает он не на мой высказанный, а на не высказанный вопрос, зачем он участвует в таком деле?
361362— И то хочу отказаться. 30 рублей наше жалованье, a греха не оберешься.
— И чтоже, и отберут и самовары, и овец, и кур? спрашиваю я.
— А они как же. Обязаны отбирать. А волостное уже торги назначит. И продадут. Да натянут как нибудь....
Иду к Курносенковой, к той бабе, которая приходила об описанной у ней овце. Крошечная избенка, в сенях та самая единственная овца, которая должна итти на пополнение
— Вот и живу. Последнюю овцу берут, а я сама чуть жива с этими. Указываешь на хоры и печку. Идите сюда, чего. Не бойтесь. Вот и кормись тут с ними, с голопузыми.
Голопузые, действительно голопузые, слезают с печи и окружают мать...
Еду в тот же день в волость.
Старшина подтверждает мне всё то же, что сказал староста.
В волости несколько человек стоят за решеткой. Старшины нет. Он сейчас придет... Распрашиваю260 пр ишедшихъ?] дожидающихся. Кто зачем?
Двое за паспортами. Идут в заработки.261
должны
Едва кончил разговор с этим крестьянином, как265
Я ничего не могу сказать этому человеку
Старшина говорит мне то же, что и староста, что причина особенной строгости взыскания предписание высшего начальства. Старшина признается, что трудно собрать с бедных, но уже не с таким сочувствием, как староста, относится к беднякам и не позволяет уж себе осуждать начальство и, главное,269
очевидно.
почти не сомневается в необходимости своей должности и в270
— Ведь нельзя же, тут и волостные, и земския.
Вкоре после этого мне случилось говорить об этом же с Земским начальником. Да
Знаю, что для губернатора сомнения о пользе своей деятельности уже нет и помина.
Министры же, как те, которые занимаются торговлей271
вина.
водки, так те, которые занимаются272
организацией.
приготовлением убийц, также и те, которые заняты присуждениями к
363364
Разговор начался еще за обедом. Начался он с того, что
— Приехали, срезали 7 дубов точно в своем лесу и повезли. Не могу же я оставить без
— Но все таки жестоко, да и главное совершенно не нужно вследствие этого оторвать от труда домохозяев-кормильцев семьи и посадить их в тюрьму.
— Так что же прикажете делать, поблагодарить их?
Иронический275
возра, ответ.
отпор этот276
— Это что то особенное сделалось в последнее время с народом, отозвался284
364365— А
— Я ничего не хочу, пробурлил он.
— Я не слышу, что вы
— Ничего я не говорю.
— Да уж
— Да, если бы на этих святых не было тюрьмы да, пожалуй, и виселицы, мы бы не то заговорили, сказал истинно русский человек. Это теперь сплошные воры.
— Т. -е. что собственно вы хотите сказать, сказал истинно русский человек.
— Ничего. Только то, что воры те, кто290
пользуемся]
захватывает чужую собственность и пользуется ей. Когда же люди, от которых отнята их собственность, отбирают ее назад у похитителей, я не думаю, чтобы их можно было назвать ворами.
— Вот как.
Лакей Тарас291
подал
предложил предводителю, уже скушавшему свою порцию, взять еще компоту. Предводитель сердито отказался, сердито, потому что он хотел возражать этому дерзкому учителишке, очевидно намекавшему на что то грубое.
— Лучше договорим в гостиной, туда и кофей подадут.
— Прекрасно, улыбаясь хозяйке, сказал предводитель. И встав, широко, как подобает русскому человеку, перекрестился на угол.
— Погоди ж ты. Я покажу тебе, как закидывать такие словечки, думал он в это время о дерзости всех этих щелкоперов.
— Так как это вы изволите292
говорить
по новому определять воровство, обратился он к
— Не по новому, а по самому старому здравому смыслу, заговорил горячо
— Почему же тот, кто владеет землею, захватывает ее и нарушает право другого?
— Земельная собственность приобретается, как и всякая собственность, трудом.296
— Но ведь мы не на острове.
— Все равно, поверхность земли определенна.
— Да, но как же так ровно разделить землю? вступила в разговор
— Делить не нужно и нельзя, как нельзя делить воздух, всем одинаково нужно, сказал
— Как же это так, не делить.
— А так, как это понимают эти самые «воры», народ, так, чтобы признавать землю божьей, общею и298 всякий раз пользоваться ею только с общего согласия.
— Да это тот милый мир с своими двухаршинными полосками. Это как ваше читание, высокия понятия и довели крестьян до того, что они все стали — не назову — тем, что они стали теперь.
— Не мир их довел до нищеты, a землевладельцы и правительство.
— Да если бы не правительство, они бы окончательно погибли. Спасибо теперь и правительство поняло в чем дело. И закон 9 ноября еще может исправить дело.299 Зач: только Крепкая земельная собственность есть первое и единственное условие порядка и благоустройства.
— Да хорошо благоустройство,300 когда внушена ненависть которое основано на незаконной отдельной, личной земельной собственности.
— Во всей Европе она существует и благодаря ей во всей Европе порядок и благоустройство.
366367— Вот это то и ужасно. Европа.301 Мы Наше правительство — простите меня — состоит из таких глупых, отсталых. людей, что они не умеют, не могут думать своим умом, руководствоваться условиями своей жизни. Европа. Да в Европе никогда не было того, что у нас было и есть — община, земельная община.
— Хороша эта община, поощрительница кабака. Вот что община.
— Позвольте. В русском народе жило и живет сознание того, что земля не может быть предметом собственности, и это сознание, опередившее Европу, сознание того, что Европа рано или поздно должна будет ввести — оно и начинается кое где и в Англии теперь — и это передовое сознание русского народа мы считаем отсталостью и берем пример с302
— Да, хорошо бы было, если бы мы хоть немножко были похожи на Европу. Главное дело в том, что все, что вы говорите, это общия фразы. Я спрашиваю, как организовать, земельную собственность.
— Сильные люди ne se laissent pas payer par303
des.
les grands mots.304
— Напротив, очень простой, ясный, определенный.
— Интересно послушать.
— Ответ в том, что земля должна быть общая.
— Да это мы слышали. Но как это сделать? Когда одни хотят заниматься землею, a другие тем, чтобы играть на. скрипке.
— Сделать так, чтобы тот, кто пользуется землей, выплачивал тому, кто играет на скрипке, за то преимущество, которым он пользуется перед тем, кто ею не пользуется.
— Да, но как же?
— А так, чтобы он платил ему.
— Сколько? Как странно, как все это вам легко кажется.
— Сколько? Столько, сколько играющий на скрипке должен. платить305
— Да это
Да,
— Но ведь это неисполнимо.
— Почему? Неисполнимо казалось освобождение рабов, у нас уничтожение крепостного права, Еще гораздо более неисполнимо, чем освобождение от рабства земельного. И тогда говорили точно также. Ведь дело всё в том, чтобы 367368сознать всю преступность землевладения. Ведь вот вы говорите и
— Такие, как вы.
— Лучшие люди из земельных рабовладельцев понимают, что это не может так продолжаться и сознают себя преступниками.
— Это мы с вами,
— Да, преступниками, и, главное, народ сознает себя обманутым, признает преступниками, ворами всех землевладельцев. И в такое время мы ничего умнее не можем придумать, как безнравственный, развращающий народ, закон 9-го ноября, и только мечтаем о том, как бы нам не отстать от Европы, хотя мы стоим в народном сознании на 1000 верст впереди её. Да это ужасно.
— Да всетаки я не вижу что же делать?306
— Оценить землю и перевести все подати и налоги на землю.
— Генри Джорж. А городское население?
— Городское население не будет платить налогов. Но не в том дело. Я даже не знаю: как осуществить освобождение рабов земли, так, как могли не знать, как осуществится освобождение негра, крепостных в России, но знаю, что нельзя продолжать жить при этой вопиющей несправедливости. И не скрывать надо от себя, но, напротив, чувствовать, что то, что у
— Да, что я воровка, благодарю, вступилась
—
— Странные у вас мысли, начала
— А знаете, я бы не держал такого господина при своих детях.
— Я310
Перед Я зач.:
— Такая каша в голове.
В этот же вечер лакей Тарас, имевший привычку писать свои записки, написал в них следующее описание дня:
Был Предводитель, кушали поздно, дожидались детей. Барыня выговаривала за гардины. A разве я могу разорваться.
Хорошо говорил
Обедали в деревне у Княгини
Разговор начался еще за обедом. Начался разговор с того, что Катерина Петровна рассказывала предводителю, истинно русскому человеку, про сделанное в лесу имения её детей похищение леса.
Во первых, я думаю, что вы изволите ошибаться, предполагая, что крестьянское сословие не получает вознаграждения за свои труды. Я думаю напротив, что они получают гораздо больше того, что дают. Это во 1 -х. Во 2 -х же, какова бы ни была различными людьми расценка даваемого и получаемого труда, воровство все таки воровство, грех против законов, признаваемых всеми народами, кроме нашего теперешнего крестьянства, и потому ничем, кроме как софизмами не может быть оправданным.
— Позвольте прежде всего ответить вам на первое, заговорил Орлов. Вы говорите, что крестьянское сословие получает вознаграждение за свой труд. Я знаю, что вы понимаете под этим вознаграждением: правительственные учреждения (военные) административные, судебные. Но все эти учреждения....
— По вашему бесполезны, я знаю эти взгляды, но могу сказать только то, что, не будь этих учреждений, мы бы не сидели здесь, и не только не
— Только и слышишь, что драки и убийства среди них, вставила Е. П.
— Я говорю, что все эти учреждения, продолжал свою мысль Орлов, считаются нужными не крестьянами, a теми, кто их устрояют. Они не просят об этом.
— Да это анархизм. Позвольте мне устраниться от обсуждения этого давно решенного для меня вопроса. Вопрос о воровстве и я желал бы знать, как вы оправдываете его и соединяете воровство с нравственностью.
— Воровство, заговорил Орлов, взглянув на Лину, в которой одной он видел сочувствие себе, воровство. Надо определить воровство, прежде чем признавать известные факты воровством.
— Я думаю, что нет и не может быть разногласия в том, что считается воровством: присвоение чужой собственности.
— Совершенно верно, согласился Орлов, присвоение чужой собственности. Но позвольте вас спросить, если, как это было недавно, и я видел на Кавказе, человек схватил в плен другого и считает этого пленного своей собственностью, что если другой человек освободит этого человека, будет ли этот поступок воровством.
— Я не понимаю вас, сказал
— Это совсем не так трудно. Владеть землей, той землей,
— Ну?
— И потому освобождение от этого не есть воровство, а освобождение.
— Nous у voilà.315
— Разумеется. При вопросе о том, кто виноват в том, что крестьяне запустили своих лошадей в луга княгини, надо прежде всего разобрать, кто виноват в том, что луга эти составляют собственность одного лица, когда они нужны сотням тысяч.
Обедали в деревне у княгини Екатерины Петровны Черкасовой: её домашние и два гостя. Гости были: один сосед, уездный предводитель, человек, как он сам считал, здравых понятий, верный сын церкви и слуга государя 371372и отечества, настоящий русский человек. Он дорожил дружбой
Человек этот был бывший семинарист и не кончивший курса студент, человек без всякого общественного положения, Николай Иванович Орлов. Орлову было за 50 -т лет. Он был плешив, но на висках топорщились курчавые, седые волоса, лицо было обыкновенное, но умное, подвижное и в
— Я говорю, что все эти учреждения — продолжал свою мысль Орлов — считаются нужными не крестьянами, a теми, кто их устрояет. Крестьяне не нуждаются в них. Не только не нуждаются в них, но все эти учреждения давят крестьян.
— Но никогда народы не жили без этих учреждений.
— Позвольте мне досказать свою мысль. Вы говорите, что не будь судов, полиции, войска, мы бы не сидели здесь, и Тарас — он указал на вошедшего лакея с подносом — не подавал бы нам кофе. Тарас слышал, но делал вид, что слова эти произнесены по французски и непонятны ему. Но он делал только вид. Он слушал внимательно за обедом, слушал и теперь, придумывая различные предлоги для того, чтобы оставаться в гостиной и слушать.
— Никакого, весь сияя какой то радостью, говорил Орлов. Для того, чтобы решить вопрос о том, воровство ли совершили крестьяне, присвоившие себе дубы, надо решить вопрос о том, чья собственность эти дубы, т. к. воровство есть присвоение чужой собственности.
— Разумеется мои, т. -е. детей.
— А я думаю, что не ваша, ни ваших детей, а собственность всего народа, как воздух. Собственностью может быть только произведете труда, а земля и то, что она без труда производит, есть собственность общая, всех людей. Все люди очевидно на такие произведения земли имеют одинаковое право.
— Да это: la propriété c’est le vol318
373374— Нисколько, собственность я признаю, но только тогда, когда она произведение труда.
—
— Я не говорю, что надо отнять. Я только говорю то, что владение землей не есть собственность, а захват чужой собственности.
— Вот этого я никак не пойму. Почему это?
— А потому что если люди живут на острове, где все кормятся землей, один присвоит себе то, чем может кормиться другой, он отнимает у другого то, что в известной мере должно составлять его собственность, т. е. совершает то, что мы согласились называть воровством.
— Но ведь мы не на острове.
Из воспоминаний врача.
Не люблю я этих чопорных аристократических домов,319 и право мне легче сделать десяток операций но наше дело такое, что выбирать своих пациентов не приходится.320 Вызвали к родам
Заботливая матушка вызвала к родам дочери. Роды, как роды, ничего особенного, но нужно показать свою любовь, или приличие требует не пожалеть 300 рублей за консультацию, и вот я имел удовольствие присутствовать — делать нечего было — вместе с домашним доктором при321
родах
немножко затянувшихся, но322
всетаки самых обыкновенных
вполне нормальных родах, нового323
Обедало с детьми человек больше десяти. Председательствовала331
сама
княгиня во всем великолепии огромного парика прекрасных пушистых, очень332
не похоже да
правдоподобно заменяющих на плешивой голове, как мне, как врачу, хорошо известно, свои отсутствующие волосы, с прекрасным цветом лица, старательно разглаженного333
валиком
от морщин на щеках и лбу334
морщинами
валиком, в великолепном шелковом платье, с бриллиантами в ушах и на пальцах, потом её зять, молодой камергер с представительным бритым лицом, крепким, особенно заметным воротничком и утонченными манерами, потом меньшая дочь, как рассказывает скандальная хроника, плод уже не брака, а случившейся маленькой335
спотычки
ошибочки великолепной и столь строгой в своих нравственных суждениях княгини. Подтверждается же этот слух поразительным несходством этой красивой брюнетки, очень милой и серьезной девушки, совершенным несходством её со всеми остальными336
Обед, как обыкновенно в таких домах, великолепный, молчаливый и напряженно внимательный, лакей, великолепная сервировка, блюда и чопорность, и подавляющая342
молчаливость, такая, что
торжественность. Точно совершается в молчании какое то таинство. Слышно только чавкание и, как луч солнца среди мрака, вдруг сдержанный хохот на343
Разговор начался в конце обеда, начался он с того, что княгиня рассказала событие, случившееся в соседнем имении. Событие состояло в том, что крестьяне, которым ничего кроме благодеяний не делал богач Граф, владелец этого имения,344
пришли ночью и вырубили топорами фруктовый
сожгли огромные, крытые соломой грунтовые сараи, погубив этим вековые деревья345
— Nous ne pouvons pas nous attendre à autre chose par le temps qui court,352
— Да, а вот Лина (это брюнетка меньшая дочь), сказала княгиня, просит меня написать графу Александру, чтобы их простить, этих поджигателей.353 Над зач.: Их нашли и судят Лина находить, что это очень мило со стороны крестьян.354 Я ничего не говорю, сказала Лина
Бедная брюнетка вспыхнула и что то пробормотала.
376377— Что ты говорить, я не слышу?
— Ничего, я говорю, что я355 не разбираю их не говорю, что это очень мило, а только мне жалко жен и детей, они приходили.
Оказывается, что крестьяне,356
этих нашли и досадили в тюрьму
их три человека, забавлялись этим, их разумеется посадили и вот жены их...357
приходили к этой
— Это очень мило, Лина, что ты жалеешь их, сказал зять свояченице, но что же делать, что же делать? повторил он. Ведь жизнь становится невозможной, и он рассказал, как у него в его именьи нынешним же летом, во 1 -х, вырубили 27 дерев и потом запустили все стадо (он сказал стадо, а не табун) в358
некось
барские луга и потом все отрицали, несмотря на то, что были со всех сторон уличены. Нет, милая моя, есть всему предел. И дерзость, бессовестность, безнравственность, полная безнравственность нашего народа дошла теперь до последней степени. Sans foi ni loi.359
Камергер с кверху поднятыми усами, известный по своим похождениям с французскими]
Он364 возражал говорил, что при теперешнем составе и направлении правительства,365 или скорее при отсутствии всякого направления, при полном366 теперь царствующем произволе367 случайности нельзя ничего ожидать другого. Вверху беспринципность, произвол и случайность, тоже и внизу. Измениться, улучшиться положение может только при368 свободе возможности складываться людям в те условия, которые свойственны их политическому возрасту. При теперешнем же коснении правительства в формах жизни 16-го века чего же можно ждать от народа.
377378Были возражения за и против. Я369
почти
не принимал участия. Орлов тоже молчал и все больше и больше хмурился. Но за то княгиня вмешивалась370
вкривь решительно
вкривь и вкось,371
— А я так думаю, вдруг вмешался Орлов, что наше русское крестьянство378 Дальнейший текст представляет машинную копию с предшествующих редакций, правленную Толстым. Воспроизводится лишь верхний слой правок, относящихся ко второму очерку. есть то сословие, которое в нравственном отношении всегда стоит неизмеримо выше всех других сословий.
— Т. е. что собственно вы хотите сказать? сказал, улыбаясь, камергер, очевидно готовый на снисхождение к тем глупостям, которые может сказать этот человек с грязными руками и едущий с ножа (камергер заметил этот важный признак в середине обеда).
— Хочу сказать то, что один из главных признаков нравственности есть служение другим людям своим трудом, без надежды на вознаграждение за него. Обратное же, самый верный признак безнравственности и таково пользование чужими 378379трудами, ничем не оплачивая за них. И вот все крестьянское сословие в огромном большинстве своем делает это самое — кормит всех нас, ничего не получая за это. Все же другие сословия делают обратное.
— Вот как! согнув голову на бок и переглянувшись с хозяйкой, сказал камергер.
Лакей Тарас предложил ему, в это время уже скушавшему свою порцию, взять еще компоту, но он сердито отказался, сердито потому, что он хотел возражать этому шальному и дерзкому человеку, с грязными руками и едящему с ножа. Но Ек. П. поднялась и улыбаясь сказала:
— Лучше договорим в гостиной, туда и кофе подадут.
— Прекрасно, сказал зять. И встав, широко перекрестился на угол. Все встали и перешли в гостиную. Я, уездный доктор и старшая заинтересованные пошли за ними. Только англичанка с детьми ушла к себе.
— Во первых, я думаю, что вы изволите ошибаться, предполагая, что крестьянское сословие не получает вознаграждения за свои труды, — сказал камергер, когда мы все уселись вокруг круглого стола. Я думаю, напротив, что они получают гораздо больше того, что дают. Это во первых. Во вторых же, какова бы ни была различными людьми расценка даваемого и получаемого труда, воровство все таки воровство, грех против законов, признаваемых всеми народами, кроме нашего теперешнего крестьянства.
Орлов слушал внимательно и то хмурил, то поднимал брови, пристально глядя в лицо камергера своими блестящими, умными глазами.
— Позвольте прежде всего ответить вам на первое — сказал он, когда камергер кончил. Вы говорите, что крестьянское сословие получает вознаграждение за свой труд. Очевидно, вы понимаете под этим вознаграждением правительственные учреждения, военные, административные, судебный. Но все эти учреждения....
— По вашему бесполезны, я знаю эти взгляды, но могу сказать только то, что, не будь этих учреждений, мы бы не сидели здесь и не только не было бы возможности жить нам, мне, княгине с дочерьми нормальной жизнью, но эти самые крестьяне, в которых вы видите все добродетели, давно бы перерезали друг друга...
— Только и слышишь, что драки и убийства среди них, вставила Ек. П. Вчера мне кормилица рассказывала, и началась длинная история о кормилице. Когда она кончила, Орлов продолжал.
— Вы так изволите думать, и это очень естественно, всякий купец свой товар хвалит — и Орлов улыбнулся обворожительно милой улыбкой, озарившей все его лицо, но позвольте же и другим и в особенности заинтересованным в деле 379380людям, тем, кто пользуется этим товаром, крестьянам, иметь свое мнение. A мнение их совершенно иное.
— Какое бы ни было их мнение, никогда народы не жили без государственных учреждений, обеспечивающих порядок и безопасность жителей.
— Вы изволите говорить, продолжал Орлов, и его старческое лицо вдруг помолодело, глаза блестели. Он говорил спокойно, медленно, и чувство, руководившее им, невольно сообщалось мне по крайней мере, что не будь всех этих учреждений, судов, полиции, войска, мы бы не сидели здес, и Тарас — он, улыбаясь, указал на вошедшего лакея с подносом — не подавал бы нам кофе.
Тарас очевидно был смущен этим обращением к нему, но как лакей «порядочного» дома сделал вид, что слова эти произнесены по французски и непонятны ему. За то княгиня была очевидно скандализована и сделала знак Тарасу, чтоб он немедленно исчез, что Тарас тотчас же исполнил.
— Правда, продолжал спокойно
— Да это социализм! Позвольте мне устраниться от обсуждения этого, давно решенного для меня вопроса. Вопрос шел о воровстве, которое вы оправдываете и как-то соединяете с нравственностью.
— Воровство, опять улыбаясь, сказал Орлов, воровство? Что такое воровство?
— Я думаю, что нет и не может быть разногласия в том, что такое воровство. Воровство — это присвоение чужой собственности. Так по крайней мере понималось до сих пор воровство всеми людьми мира.
— Присвоение чужой собственности, верно, совершенно верно. Но позвольте вас спросить, если, как я это видел в моей молодости на Кавказе, один человек захватил в плен другого и считает не только самого этого пленного, но и его труд своей собственностью. Что если этот пленный освободится от власти своего поработителя и будет сам для себя пользоваться своим трудом — будет этот поступок воровством?
— Я не понимаю вас — сказал предводитель, c’est trop profond pour nous autres,379
380381— Совсем не профон — сказал Орлов, выговаривая французское слово по русски, — а очень просто. Как освобождение раба от своего хозяина не есть присвоение чужой собственности, а есть только восстановление своего законного права, так и пользование землей, отнятой от людей, имеющих одинаковое право на землю — никак не есть присвоение чужой собственности, а напротив — только восстановление законного равного права всех людей на ту землю, на которой они живут и которой питаются.
— Nous у voilà.380
— Воровство, как вы сами сказали, есть присвоение одним человеком собственности другого. И потому для определения того, что есть воровство, надо решить, что есть собственность.
— Собственность это то, что принадлежите мне по закону.
— Какому закону? — заговорил Орлов, есть закон божеский и человеческий. Закон божеский вечен, закон
— Как что такое собственность, вмешалась княгиня. У нас в семье наше Знаменское переходит в 8 поколение и всегда было собственностью отцов, так как же это не собственность.
— И все таки не собственность, воскликнул Орлов.
— Да это: la propriété c’est le vol381
— Пожалуй что и так, когда собственность не есть произведение труда.
— По вашему выходит, что за то, что они положили произведение своего труда на землю, трудились на ней и наследники их продолжают трудиться на земле — у них надо отнять ее и отдать мужикам.
— Я ничего не говорю об отнятии. Я только говорю, что владение землей не собственность, а захват чужой собственности.
— Вот этого я никак не пойму, сказал камергер, почему это?
— А потому, что если люди живут на острове, где все кормятся землей, один присвоит себе то, чем может кормиться другой, он отнимает у другого то, что в известной мере должно составлять его собственность, т. -е. совершает382 В рукописи: совершать то, что мы согласились называть воровством.
— Но ведь мы не на острове.
— Все равно, поверхность земли не бесконечна, a определенна.
381382— Да, но как же так ровно разделить землю, вступила в разговор
— Делить не нужно и нельзя, как нельзя делить воздух, всем одинаково нужно — сказал Орлов.
— Как же это так не делить?
— А так, как это понимают эти самые «воры» — народ, так, чтобы признавать землю Божьей, общей, и пользоваться ею только с общего согласия.
— Да, это тот милый мир с своей водкой и двухъаршинными полосками, которые и довели крестьян до того, что они все стали теперь ворами.
— Не ворами, а нищими, а довели их383 В ркп. описка: и до этого не мир, a землевладельцы и правительство.
— От чего в Европе нет мира, а частная земельная собственность и порядок и благоустройство.
— Порядок и благоустройство, еще горячее заговорил Орлов. Вот это то и ужасно, Европа. Наше правительство, — простите меня — состоит из таких глупых, отсталых людей, что они не умеют, не могут даже думать своим умом, руководствоваться условиями своей жизни. Европа? Да и в Европе никогда не было того, что у нас было и есть — община, земельная община.
— Хороша эта община, поощрительница кабака. Вот что община.
— Позвольте, в русском народе жило и живет сознание того, что земля не может быть предметом собственности и это сознание, опередившее Европу, сознание того, что Европа рано или поздно должна будет ввести — оно и начинается кое где и в Англии теперь — и это передовое сознание русского народа мы считаем отсталостью и берем пример с потерявшей всякое сознание справедливости — Европы.
— Да, хорошо было бы, если бы мы хоть немножко были бы похожи на Европу. Но ведь все, что вы говорите, это общия фразы «С общего согласия». Но как? Спрашивается, если земельная собственность неправильна, незаконна, то как организовать пользование землею.
— Как организовать? Никак, а сознав несправедливость земельной собственности, признать землю общим достоянием всех.
— Да это мы слышали. Но как это сделать? Когда одни хотят заниматься землею, a другие заниматься науками, искусствами, торговлей, фабричным производством.
— Сделать так, чтобы те, кто пользуется землей, выплачивали бы тем, кто занимаются искусством, фабричным производством 382383и пр. за то преимущество, которое они имеют, пользуясь землею, общим достоянием всех.
— Да это
— Да,
— Но ведь это неисполнимо.
— Почему? Неисполнимо казалось освобождение рабов, у нас уничтожение крепостного права гораздо более неисполнимо, чем освобождение от рабства земельного. И тогда говорили точно также. Ведь дело все в том, чтобы сознано было всем обществом, большинством людей преступность земельной собственности. Ведь было время, что народ — рабы не чувствовали всей несправедливости своего рабства и несли его покорно, но прошло время, люди сознали несправедливость, своего положения и поняли это лучшие люди из рабовладельцев и поняли это рабы и нельзя было больше продолжать этого положения. Только силою можно было удержать рабов в их положении, а силой не долго удержишь, — тоже самое и теперь и с земельным рабством. Точно также лучшие люди...
— Такие, как вы.
— Лучшие люди из земельных рабовладельцев понимают и теперь, что это не может так продолжаться, и сознают себя преступниками.
— Это мы с вами, княгиня, преступники.
— Да преступниками. Вы можете не сознавать свое преступление, но народ не может не видеть его. Он не только видит, но чувствует его на своей шее. И в такое время мы ничего умнее не можем придумать, как безнравственный, развращающий народ закон 9-го ноября, и только мечтаем. о том, как бы нам не отстать от Европы, хотя мы стоим. в народном сознании на тысячи верст впереди её. Да это ужасно.
— Да, но как же осуществить это?
— Нужно, чтобы люди сознали незаконность, преступность. земельной собственности. А сознают это люди, они найдут средство осуществить освобождение рабов земли, так же, как нашли средства освободить негров в Америке и крепостных. в России, надо только, чтобы люди поняли, что нельзя более продолжать жить при этой вопиющей несправедливости. И не скрывать надо от себя, но напротив все силы употреблять, на то, чтобы сознать ее также, как сознает ее народ. А мы говорим: Европа. Мы, стоящие по сознанию народа впереди Европы, мы, которым так легко сделать этот шаг, который неизбежно сделает и Европа, мы справляемся о том, что делает Европа, и стараемся затормозить решение вопроса и скрыть от себя преступность нашего положения, двойную преступность, потому что мы имеем перед собой указания народа.
383384— Да, что, я значит преступница, вступилась княгиня. Благодарю, мне кажется однако, что вы немножко зарапортовались, милый Н. И.
— Нет, я ничего этого не говорю, вдруг уныло сказал Орлов. Нет, я ничего, ничего не говорю.
Все замолчали. Всем было неловко. Потом вдруг
— Милые мои, заговорил он, простите, если я вас обидел, но подумайте, ради Бога подумайте, о чем я говорю, и вы,
— Странные у вас мысли Н. И. — сказала
Орлов молча слушал, потом вздохнул, повернулся и вышел скорыми, взволнованными шагами.
— А знаете, я бы не пускал таких людей в дом.
— Что делать. Je le souffre en mémoire de mon pauvre cher Mika.384
— Такая каша в голове у этих людей, сказал камергер, обращаясь ко мне, не правда ли, доктор?
— Я не достаточно обдумал этот вопрос, чтобы составить себе о нем определенное мнение.
384385
«Я видел во сне, что сижу я за обедом, в деревенском аристократическом доме, за обедом, кроме домашних, гость уездный предводитель, врач и без определенных занятий старичек, кажется из духовного звания, по фамилии Орлов, как я почему то знаю, бывший большой друг старшего покойного сына княгини, про которого я тоже знаю, что он был необыкновенно даровитый, передовой человек, вроде моего покойного брата. Я знаю тоже, княгиня принимает этого Орлова только из милости, так как он совсем чужд её миру. Живет же он теперь у неё потому, что, как она мне объяснила во время обеда, присутствие такого неприличного господина в её доме тем, что
«Я видел во сне, что сижу в большом обществе за обедом и слушаю разговор. Говорят: хозяйка,
Разговор идет о событии, случившемся в соседнем имении. Княгиня многословно рассказала, как крестьяне, которым ничего, кроме благодеяний, не делал граф, владелец этого имения, сожгли огромные крытые соломой грунтовые сараи, погубив этим вековые деревья: шпанских вишень, груш-дюшес, слив и еще какие то плодовые деревья. Княгиня предлагает и советует гостю взять побольше и вместе с тем выражает свое возмущение на грубость и дикость нашего народа. В то время как
— Сердятся на управляющего и уничтожают вековые деревья. Деревья то в чем же виноваты? Прекрасные, столетния деревья. Поджигателей нашли и судят. Ну, их сошлют, посадят, но деревьев то не будет.
Так говорила княгиня. Предводитель, кушая, пожимал плечами и подтверждал мнение хозяйки.
— Par le temps qui court, c’est tout à quoi nous pouvons nous attendre,386
— А вот, Лина — и княгиня указала на милую брюнетку меньшую дочь — находит, что это очень мило со стороны крестьян, и просит меня написать графу Александру, чтобы простить этих поджигателей.
Я смотрю на Лину и вижу и почему то знаю, что она, эта Лина, полная противоположность матери и уже привыкла терпеть её нападки, и вижу, как она вся вспыхнула и что то пробормотала.
— Что ты говоришь, я не слышу? говорит княгиня.
— Ничего, я только никогда не говорила, что это очень мило, просто мне жалко жен и детей, они приходили.
— Это очень мило, что вы, княжна, жалеете их, мягко с каким то особенным, только к женщинам и только к красивым, умилением сказал предводитель, обращаясь к Лине, но что же делать, что же делать, повторил он, при чем усы стояли твердо кверху. И он, приятно улыбнувшись, обратился к хозяйке и подробно рассказал, как у него, в его имении нынешним же летом вырубили 27 дерев, а потом запустили все стадо (он сказал стадо, а не табун) в его луга и как я ничего, ничего не мог сделать, сказал он.
А я между тем почему то знаю, что он сделал
— Нет, поверьте, милая княжна, есть всему предел, опять с нежностью обратился он к дочери. Дерзость, бессовестность, безнравственность, полная безнравственность нашего народа дошли теперь до последней степени. Sans foi ni loi.387
Предводитель с кверху поднятыми усами, как мне почему то это тоже было точно известно, давно уже не платящий свои долги и большой любитель француженок, при том же и дуэлист, имевший в своей жизни две affaires d’honneur,388
386387Тогда один из обедавших, кажется врач, как я тоже почему то знаю, один из людей,
Кто то возражал, кто то соглашался. Все было неинтересно, и всем, кто говорил, было все все равно. Я тоже почему то знал это. Забавно было то, как княгиня вкривь и вкось вмешивалась в разговор, как я хорошо видел и знал, совершенно не понимая того, о чем говорилось, но за то своим решительным тоном озадачивая говоривших. Я тоже знал, что ей еще более, чем другим, было все равно, но ей скучно
— В Европе рабочий народ — люди. Но с нашим пьяным и диким народом, теперь еще возбуждаемым жидами революционерами, без тех неукоснительных строгих мер, которые, славу Богу, введены и поддерживаются, ничего нельзя сделать. С человеком можно и должно обращаться по человечески, а с животными так, как это свойственно животному. С сословием же, лишенным всякого понятия о нравственности, не считающим воровство безнравственным...
Вдруг с конца стола послышался голос приятный и взволнованный, повторивший слова
— «Безнравственное сословие. Хорошо безнравственное сословие». Говорил это совершенно плешивый только с курчавыми белыми волосами на висках и такой же бородкой старичек 387388в грязном пиджаке, без видимого белья, с грязными руками, но с прекрасными умными, милыми голубыми глазами.
Я как будто и знаю и не знаю этого человека. Знаю, что он чудак, кажется любить выпить, но золотое сердце и светлый ум.
— Хорошо безнравственное сословие, то сословие
Предводитель пожал плечами, выражая недоумение перед смелостью этого странного, с грязными руками человека. Но тут княгиня поднялась шурша платьем и сказала.
— Лучше договорим в гостиной, туда и кофе подадут.
— Прекрасно — сказал предводитель. И встав, широко перекрестился на угол, в котором хотя и очень маленький, но все таки виднелся образок. А я почему то будто бы знаю, что не верит этот г-н ни в чох, ни в смерть, и в ту минуту, как крестится, думает некоторые такие мысли о телесном сложении княжны, которые я знаю, но не могу и не хочу сказать здесь.
И вот я вижу себя в гостиной слушающим страшно интересующий меня разговор
« Сон».
«Я видел на днях удивительный сон. Больше всего меня поразили высказанные в этом сне одним человеком мысли. Я в тот же день записал то, что говорил этот человек, а также и те разные лица, которых я видел в этом сне, и те обстоятельства, которые вызвали речь этого человека. Обстоятельства эти, как всегда бывает в снах, представлялись мне в беспорядке, так что нельзя было разобрать, что было прежде, что после. Для того же чтоб все, что происходило во сне, было понятнее, я записал этот сон не так, как он бессвязно представлялся мне, а так, как все бывает на яву, т. -е. все по порядку по времени, что прежде, что после.
Сон был вот такой:
Вижу я, что сижу в большом обществе, за обедом и слушаю разговоры. Говорят: хозяйка, которую называют княгиней, и гость, кто то очень важный. По крайней мере я знаю, что он считает себя очень важным.
Разговор идет о событии, случившемся в соседнем имении. Хозяйка многословно рассказала, как крестьяне, которым ничего, кроме благодеяний, не делал какой-то граф или князь — владелец имения — сожгли грунтовые сараи, погубив этим вековые деревья: шпанских вишен, груш-дюшес, слив и еще каких то необыкновенных деревьев. 388389Хозяйка рассказывает это, а я смотрю на нее и мне смешно то, что прекрасные, так хорошо причесанные её волосы не имеют ничего общего с её головой, про которую я, как это бывает во сне, почему то наверно знаю, что она вся плешивая и что только на висках есть седые волосики. И знание это в соединении с её торжественным видом и величественным тоже, как я знаю, поддельным бюстом, и бриллиантами в ушах и на пальцах, доставляет мне какое то особенное удовольствие.
— Ну-ка, ну-ка, поговори, думаю я себе, а я все знаю:знаю даже и то, как утром разглаживали тебе валиком морщины на щеках и лбу. Говори, говори, а я послушаю.
Собеседник её тоже великолепный господин с усами, торчащими кверху, и золотым пенснэ и, как мне тоже почему то хорошо известно, человек ограниченный, развратный, раззоренный, но несмотря на это, безгранично самоуверенный и самодовольный. Он внимательно учтиво слушает хозяйку и, поднимая плечи и закрывая глаза, разводит руками в знак сочувствия и сознания возмущения против таких поступков.
— Que voulez vous, Princesse, avec ce malheureux peuple.390
Хозяйка советует гостю взять побольше. Гость благодарить и следует её совету. В это время лакей Захар подает господину соте из рябчиков. Я знаю Захара, знаю, что он из крестьян этой же деревни, и знаю почему то и то, что он нынче же сбегал к отцу и там крупно поговорил с ним за жену, которую свекор чуть не побил за дурно испеченные хлебы, и ему
— Сердятся на управляющего и уничтожают вековые деревья. Прекрасные, столетния деревья. В чем же виноваты деревья? Je vous demande un peu?391 [Я вас спрашиваю?]
— Поджигателей нашли, говорит кто то.
— Ну, их сошлют, посадят. Но деревьев то не будет.
— Par le temps qui court c’est tout à quoi nous pouvons nous attendre,392
И вот мне представляется, что хозяйка обращается на другой конец стола, указывая на черноглазую, миловидную девушку — я знаю, что это дочь хозяйки, и говорит:
— А вот Лина находит, что это сделали милые мужички очень мило, и просит меня написать графу Александру, чтобы простить этих поджигателей. Как вам это нравится?
389390Я смотрю на ту, на кого указывает княгиня, и вижу, как эта черноглазая девушка вся вспыхнула и что то пробормотала.
— Что ты говоришь, и т. д....»
Он говорил и во все время его речи я глядел только на него и изредка на дочь и нa Аркадия. Я чувствовал и знал, что оба они понимают его, восхищены его речью и благодарны ему. Аркадий все время, как легко было догадаться, придумывал поводы оставаться в гостиной, и делая вид, что занят лампой, подносом, сбившимся ковром, жадно слушал. Как это бывает во сне, я знал это, мало того, как это тоже бывает во сне, где времени нет и неизвестно, что прежде, что после, я почему то знал, что нынче вечером
Сон.
Я видел на днях запомшившийся мне сон. Такой сон, про который вспоминаешь на яву: «что, бишь, это случилось нынче такое важное» — спросишь себя. И вспомнишь, что такое особенно важное было то, что видел во сне.
Вижу я, что кто то такой невидный мне, но очень близкий393
мне
человек, старичок, горячо говорить, возражая394
другим
не одному, а многим людям на их утверждение о том, что среди крестьянского народа395
В ркп. ошибочно: крестьянский народ
в последнее время крестьяне не считают узко дурными поступками ни поджоги, ни убийства, ни воровство, так что в наше время крестьяне дошли до последней степени безнравственности.396
Слова в последнее время... безнравственности в ркп. карандашом и чернилами переставлялись и правились, приведен их последний вид.
И как это бывает во сне, где нет последовательности времени,397
так я
в одно и то же время слышу398
ответ на это утверждение
то, что говорит старичок, и то,399
на
что400
возражаете Возражает он на
Дама все повторяет: ну хорошо, они сердятся на помещика, на прикащика, но деревья то, вековые деревья, чудные груши дюшес, шпанки вишни, они то в чем виноваты. Истинно варвары.
— Не404
Нет
Старичок вступает только тогда, когда
— Безнравственное сословие, говорит он,406 Нравственно поступает тот человек, который служить другим хорошо безнравственное сословие то, которое одно кормит все друтия. Думаю, что как про человека, который живет не для себя, а для других, нельзя сказать, что такой человек безнравственен, точно так же, думаю, и про сословие, а крестьянское сословие есть то, трудами которого живут все другие сословия.
Вы говорите407 о воровство:408 Исправлено из воровстве украли у вас деревья в лесу, стравили ваши луга, увезли сено.409 Ну а если Но ведь это не воровство, это только восстановление нарушенного права. Ведь если, как это бывало410 встарину на Кавказе, один князек сделает набег на аул и отобьет и угонит всех лошадей аула,411 что если а один из жителей как-нибудь вернет себе отбитую у него лошадь, то ведь ясно, что он не украл, а только вернул украденное. Тоже и с вашими деревьями в лесу, травами,412 даже хлебами, всем тем,413 чем вы что производит земля и чем вы незаконно пользуетесь. Не у вас украли и крадут, а вы, не переставая, поколение за поколением, делаете то самое преступление, в котором упрекаете народ, обворовываете его, отнимая от него самое нужное, неизбежно нужное всякому человеку и несомненно 391392принадлежащую ему ого собственность: равное всех людей право на ломлю.
Опять я в одно и то же вромя слышу его речь и414
слышу
возражение ему. Ему говорят, что земля ость такая же собственность, как и всякая другая, что нельзя отнять ее, не поколебав основы всякого порядка, что нельзя и распределить равномерно землю, что проэкт Единого налога
— Нет. Земля не такая же собственность, как всякая другая. Вы можете владеть всем золотом, всеми брилиантами, всеми автомобилями,415
Над зач.: и аэропланами мира
парчами, рысаками мира, и другим людям416
от этого
это все равно, но не то с землею. Если вы владеете землею, которая мне нужна для пропитания, вы владеете мною, я становлюсь рабом того, кто владеет нужною мне землею.417
Говорят,422
— Дело только в том, чтобы признать незаконность, преступность земельного рабства, так же как в 50 годах была 392393признана преступность крепостного рабства, а как только это будет признано, найдутся и средства исполнения. К счастью, ото уже начинает признаваться лучшими людьми нашего круга, как это было по отношению
Старичок все больше и больше горячился.
— Ужас теперешнего положения в том,426 Дальнейший текст восстановлен по отрывкам копий, перешедших в последующие переработки Толстого. что в оправдание себя говорят: Европа, посмотрите на Европу. Ах, Европа, Европа, которой нам тычут в глаза, которой наше правительство по бедности своей мысли считает нужным подражать. Так сейчас, когда земельный вопрос так назрел, что требует решения, мы ничего не умеем выдумать, как закон 9 ноября, разрушающий вековые устои русской общины, стирающийся разрушить в сознании народа, признающем общей принадлежность земли всему народу, имеющий только одну цель — разорить народ, привить ему соблазн земельной исключительной собственности. Все только для того, чтобы этот ваш граф с 10-ю тысячами десятин мог бы сказать мужику, у которого пять десятин: у тебя пять десятин, а у меня 10-ть тысяч — мы одинаково собственники. Европа? Прельщать нас. может в Европе только до высшей степени совершенства доведенное фарисейство. Грабят в Европе, как и у нас и так же, как у нас делят награбленную добычу между капиталистами, землевладельцами, чиновниками и точно так же нет ограбленным другого выхода из своего положения, как участие в грабительстве — переход в сословие грабителей, что и совершается, так что почти невозможно разобрать, кто кого грабит. Разница между нами и Европой только та, что там условия государственной и общественной жизни так сложны, так запутаны, что уже трудно, почти невозможно разобрать, кто кого грабит. У нас же, как ни стараются в министерствах и Думах завести то же устройство, еще, слава Богу, видно, простым глазом видно, кто кого и как грабит. 393394У нас еще видно по крайней мере тому, у кого есть глаза, чтобы видеть, а главное видно мужикам, которые если бы и не видели, чуяли бы это своими боками, кто главные воры и грабители. Мужики твердо знают, что не у вас украли деревья в лесу, а вы и ваши родители веками обворовывали сотни тысяч людей, и то, что у какого-то там графа уничтожили его персики или что то там такое, так если счесть все то, что уничтожил этот граф жизней людских, стариковских, детских, женских от недостатка соответствуюицей пищи, от сверхсильного труда, которые терпели несколько поколений люди от того, что данная им, как и всем людям, Богом земля была отнята от них. А вы говорите про преступников крестьян. Вот кто преступники.
Тут все смешалось, я не помню последовательно, что было после этих слов. Помню только, что после этого старичок заговорил совсем другое и совершенно другим и не прежним строгим, а тихим внутренним голосом.
— Милые мои, — заговорил он, вы не обижайтесь, а подумайте, ради Бога подумайте об этом деле, о своей душе подумайте. Ведь это не шутка, а страшное дело. Вы только подумайте, что они должны испытывать, те люди, которых вы не только не жалеете, но еще и осуждаете. Что должны испытывать эти люди, глядя на эту вашу жизнь, с вашими тенисами, парками, конными заводами, дворцами, как этот, с всей вашей безумной роскошью? Ведь они не могут не знать, что вся эта роскошь существует потому, что они своими жизнями поддерживают ее, а поддерживают ее только потому, что вы отняли у них их достояние — данную всем нам равно Богом землю. А что земля Божья, они так же хорошо знают, как то, что солнце каждый день всходит и заходит, и знают не так, как мы, по рассуждениям, а знают своими боками. Знают потому, что как только у них отберут землю, они должны работать то, чего им не нужно, или умирать с семьями с голоду. Подумайте, какое должно быть их смирение, терпение, незлобивость, если они, зная все это, прододжают, миллионы и миллионы их, нести свою тяжелую жизнь, только изредка вырубая десятки дерев, выросших на земле, которая принадлежит им больше, чем вам. Подумайте об этом, оглянитесь на себя и поймите величие этого народа и поклонитесь ему и попросите его прощения. А не говорите, что вы хотите устроить его по образцу несчастной, развращенной Европы. Нет, милые мои братья, сестры, поймем свой грех, покаемся в нем.
Старичок хотел говорить еще, но тут случилось что то бессмысленное, не имеющее никакой связи со сном, и такое, что как это бывает во сне, не показалось мне тогда странным, но что я теперь не могу даже вспомнить. И я проснулся и в воображении повторил и записал кое-что из того, что слышал от говорившего человека.