ПРИМЕЧАНИЯ

Запись 1896 г.

1

275 4 Газета «Кавказ». — Взято из книги А. Л. Зиссермана «История 80-го пехотного Кабардинского полка», т. II, стр. 73.

2

275 7 Гюль-Салим.... Карим-гюль, — Женские имена, взяты из «Сборника сведений о кавказских горцах», вып. VIII, отд. III, ст. В. В. Цветкова «Из горской криминалистики», стр. 2—3.

3

275 7 Патимат, — Женское имя (там же, стр. 35).

4

275 8 Нур-Магома, Джамал — Мужские имена (там же, стр. 4).

5

275 9 Аймисей — Женское имя (там же, стр. 7).

6

275 10 Саит-юрт — Название «сильнейшего аула у подножья черных гор» («Воспоминания» В. А. Полторацкого — «Исторический вестник», 1893, май, стр. 359).

7

275 11 Майортуп, или Маюр-туп — Чеченский аул, упоминается во многих источниках. Толстым это название записано при чтении о «деле в Майортупском лесу» в «Воспоминаниях» В. А. Полторацкого (там же, стр. 360).

8

275 12 Автуры — Аул (там же, стр. 360, а также «Русская старина», 1881, 3, стр. 677). Близ этого аула Хаджи-Мурат принял решение передаться русским.

9

275 13 В Хунзахе — Записано по книге А. Л. Зиссермана «История 80-го пех. Каб. полка», стр. 245, где сказано: «... старый ханский дворец, обращенный в казарму».

10

275 14 Турлучный плетень. — «Больные помещались в турлучных землянках» («турлук» — плетень, обмазанный глиной) (там же, стр. 246).

11

275 15 Саманный кирпич. — «Укрепление наше... сложенное из булыжного камня на глине и частью из саманного кирпича, в сущности было довольно плохо» (там же, стр. 297).

12

275 16 С матерью.... за дровами — Художественная деталь, относящаяся к детству Хаджи-Мурата; возникла у Толстого при чтении слов: «нередко женщины... на своих плечах приносили хворост» (там же, стр. 247).

13

275 17 Требование русских властей... — «На жителях лежала... поправка дорог, которая в горах повторялась каждый год по нескольку раз, а весною и осенью требовала особых трудов» (там же, стр. 247—248).

14

275 18 25 1825 Проповедь Кази-Муллы — Там же, стр. 18.

15

275 19 Осада Хунзаха — Там же, стр. 19.

16

275 19-24 Поез дка в Тифлис.... Цельмес-аул. — Записи по статье В. Потто «Гаджи-Мурат» — «Военный сборник», 1870, №11, стр. 160—162.

17

275 25-26 Ахмет-хан аварский.... Гасан, брат Ахмет-хана. — Записи по статье «Мехтулинские ханы» — «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. II, отд. IV, стр. 4—5.

18

275 27-28 Ходили в каракуле.... навыворот. — Записано по статье Абдуллы Омарова «Как живут лаки». — «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. II, отд. III, стр. 7.

19

275 29 Приносят траву.... спят — «... После ужина каждое семейство выходит на крышу, где сушится сено, принесенное хозяйкою с поля, и... располагается на отдых» (там же, стр. 9).

20

275 31 Перетаскивают снопы. — «... Семейства, у которых давно уже вышел свой собственный хлеб... спешили приносить с поля по несколько снопов и выколачивали колосья палкою» (там же, стр. 8).

21

275 32 « Даллай» — веселая аварская песня. — Записано по статье Владимира Вилльер де Лиль-Адам «Две недели в Даргинском округе» — «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. VIII, отд. II, стр. 8—9.

22

275 33-34 Из ущелья выходит пар... — «... Из ущелья поднялся пар и, быстро разгоняемый легким ветром, распространился во все стороны и вскоре покрыл всю местность туманом» (там же, стр. 10).

23

276 1 Злые собаки. — «... Я пошел гулять по аулу... множество больших и злых собак, с яростью кидающихся на прохожих» (там же, стр. 10).

24

276 1 Улашин. — Распространенное на Кавказе название собак; в источниках не встречается; было известно Толстому раньше (в его рассказе «Кавказский пленник», 1875 г., название «злой-презлой» собаки — «Уляшин»), очевидно, вспомнилось ему при чтении о «злых собаках».

25

276 2-4 Красные шаровары.... по-египетски — «... Красные шаровары, серовато-синий бешмет с красными ластовиками и такого же цвета платок... Головной убор их живо напоминает повязку древних египетских женщин» (там же, стр. 12).

Пометы 1897 г. к « Сборнику сведений о кавказских горцах», вып. I, II, III, IV, VI, VII

Материалы X Хаджи - М Мурата

26

276 23-24 1) О примирении за убийство.... Комаров, стр. 35. — Записки по статье А. В. Комарова «Адаты и судопроизводство по ним», вып. I, отд. II.

На стр. 33—35 приведены случаи полюбовных соглашений с убийцами и описывается обряд примирения.

27

276 25-28 2) Свадебные обряды.... чудесные песни... 28 31. — Записи по статье А. П. Ипполитова «Этнографические очерки Аргунского округа», вып. I, отд. III, стр. 7—12. Дано подробное описание горских свадебных обычаев, стр. 13, 18—19, 21, 27—31.

28

276 29-38 3) Приветствия.... Песня о Хачбаре, удивительная, 41, 42. — Записи

по статье «Кое-что о словесных произведениях горцев», вып. I, отд. V.

На стр. 6 подчеркнуты Толстым горские приветствия «салям алейкум», «алейкум салям». На стр. 7 подчеркнуты горские проклятия: «утони ты в крови», «да выпьет ворон твои глаза». Отметки Толстого на стр.: 10—12, 14, 16—20, 34—35, 37—42.

29

276 39 4) Наср Эдин. — Ссылка Толстого относится к статье: «Казикумухские (лакские) народные сказания», вып. I, отд. V, стр. 68—71, где приведены «Анекдоты» муллы Наср Эдина, «одного из самых популярных лиц на восточном Кавказе» (вып. I, отд. V, стр. 26).

30

276 40-41 5) С [борник] к [авказских] г [орцев] 1. Воспоминания Муталима. — Запись по статье Абдуллы Омар-оглы «Воспоминания муталима», вып. I, отд. VII, стр. 13—64, где подробно описывается быт горцев.

31

276 42-43 6)... Из горск. криминалистики 57, 66. — В статье «Из горской криминалистики (Извлечение из дел кавказского горского управления)»,

вып. I, отд. VIII, стр. 57—59, описывается побитие камнями «женщины, обвиненной в прелюбодеянии». На стр. 59—67 — дело об убийстве молодой женщиной семилетнего мальчика, сына от первой жены. Это убийство повлекло за собою ряд убийств, сама женщина была застрелена мужем по требованию разъяренной толпы.

32

276 45 —277 2 1) Учение Зикра.... Воззвание.... Шариат, тарикат и марефат 15. — Зикра по-чеченски — молитвословие. Под тем же названием было известно религиозно-политическое учение, существовавшее на Кавказе в 70-х годах.

Запись относится к статье А. П. Ипполитова «Учение Зикр и его последователи в Чечне и Аргунском округе», вып. II, отд. II, стр. 6, 12—13, 15.

33

277 3-7 2) История Джемал-Эдина.... Любовь.... О сердце правоверного (30 стр.) — Толстым отчеркнуто на стр. 3—6 вып. II, отд. III предисловие к «Учению о тарикате» Джемал Эдина его сына, Сеида Абдурахмана.

Отчеркнуты также на стр. 10 основные правила тариката, на стр. 16 мысли о любви.

На стр. 30 Толстым отчеркнуто: «Сердце боговедающего человека шире всего в мире: если бы престол божий и все, что окружает его, увеличить в 1 000 000 раз и бросить в один из углов сердца правоверного, последний даже не заметил бы этого».

34

277 8 То, что испытывает дед. На стр. 35—36 рассказывается о духовном состоянии последователей тариката. Очевидно, отмечено Толстым для характеристики деда Хаджи-Мурата, который по первоначальному плану должен был фигурировать в повести.

35

277 8-9 Красноречие в письмах.... с людьми. — На стр. 35—48 приводятся образцы писем последователей тариката, изобилующие художественными сравнениями.

36

277 10-12 3) Материалы для истории Дагестана 7.... События 42-го года 35, 36. — Отмечается статья А. К. «Казикумухские и кюринские ханы», вып. II, отд. IV, стр. 7, 28—29, 34—38.

37

277 12-14 Мехтул [инские] ханы.... Тарков [ским]. — Статья «Мехтулинские ханы», без подписи, вып. II, отд. IV; на стр. 7 сказано: «Паху-бике домогалась, чтобы с поступлением сыновей ее в подданство России им возвращен был удел их отца из Мехтулинского ханства». На той же странице отчеркнуто место, где сказано, что Салтанет-бике, дочь аварской ханши, была замужем за Шамхалом Тарковским.

38

277 16-17 Влезают на крышу.... 5) Свадебные обычаи у кабард [инцев]. — Запись по статье Н. Ф. Грабовского «Свадьба в горских обществах Кабардинского округа», вып. II, отд. VI, где на стр. 3 рассказывается, что молодежь карабкалась на плоские крыши саклей, чтобы видеть свадебный поезд.

На стр. 12—24 описываются свадебные обычаи кабардинцев.

39

277 18-24 6) горе по мертвому.... 7).... Что будет при конце света... — Записи по статье Абдуллы Омар-оглы «Воспоминания муталима», вып. II, отд. VII, стр. 3, 5, 27, 29—30, 31, 32, 59.

40

277 25-26 С [борник] к [авказских] г [орцев] III.... Молитва 15 18. — На стр. 7—10, вып. III, отд. I, в статье «Низам Шамиля» приведено «Положение о наибах». На стр. 12 указывается, что армия Шамиля делилась на

сотни и десятки; на стр. 16 приводится молитва о ниспослании побед Шамилю.

41

277 29 Привилегир [ованные] сословия кабард [инского] ок [руга]. Под этим названием в вып. III, отд. I, стр. 1—12, помещена статья о кабардинских владетельных князьях.

42

277 31 —278 2 2) Время молитв.... 20) Брачный пир, зурна. 29 — 3аписи №№2— 20 произведены по статье Н. Львова «Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени», вып. III, отд. III, стр. 2, 5, 6, 8, 9, 10—14, 18, 22—27.

43

278 3-40 21) Буттай папа.... 54) Чуреки с мятой. — Толстой отмечает места из воспоминаний Абдуллы Омарова «Как живут лаки», напечатанных в вып. III, отд. III, стр. 5—10, 12—18, 21—24, 28—30, 33—36, 38, 42—46.

44

278 41-47 Путешествие по Дагестану.... 5 9) Костюмы и пляска «той», 35. — Записи сделаны по статье Н. И. Воронова «Из путешествия по Дагестану», вып. III, отд. III, на стр. 18, 19, 27, 32—34.

45

278 49 60) Уголовные случаи. — Имеются в виду случаи убийств и самоубийств, изложенные в статье «Из горской криминалистики», вып. III, отд. IV, стр. 1—28.

46

279 1-4 61) С [борник] К [авказских] Г [орцев] VI.... 63) Анекдот о свинье. — Записи сделаны по статье Умалата Лаудаева «Чеченское племя», вып. VI, отд. I, в которой много мест отчеркнуто рукой Толстого, стр. 36, 54—56.

47

279 5-11 64) Кабардинск [ая] старина.... 70) Гладки, как коровы яловые. — «Кабардинская старина», вып. VI, отд. II — рассказы из жизни кабардинцев, стр. 20, 23, 47, 50—64, 70.

48

279 13 71) Строгает палочку. — Соответствующего текста в данном выпуске «Сборника» не имеется. Возможно, что это художественная деталь, вспомнившаяся Толстому, которую он тут же записал, чтобы после ею воспользоваться.

49

279 14 72) Вытянув мертвому как следует руки и ноги. — На стр. 80 рассказывается, что один горец убил другого горца, после чего «прикрыл его буркой, вытянув ему, как следует, руки и ноги».

50

279 15 73) Все сказки кабардинские. — «Кабардинские сказки» напечатаны на стр. 104—128.

51

279 16-19 С [борник] К [авказских] Г [орцев], IV.... Пословицы. — Записи сделаны по статье А. И. фон-Плотто «Природа и люди Закатальского округа», вып. IV, отд. I. На стр. 2—3 — описание фауны и флоры Алазанской долины, на стр. 23—28 подробное описание жилища, обстановки и одежды жителей Алазанской долины; на стр. 28—42 описание свадьбы, на стр. 42—46 описание похорон; на стр. 59—61 пословицы и поговорки жителей Алазанской долины.

52

279 20-28 Истинн [ые] последоват [ели] Тари [ката].... 81) Пророк лучше, чем сами. Записи по статье «Истинные и ложные последователи тариката», перевод с арабского, с предисловием А. Омарова, вып. IV, отд. I. Отмечены гл. I, III — VI.

53

279 29 82) Ичкерит умирая завещал (13). — Запись по статье И. М. Попова «Ичкерия», вып. IV, отд. I, стр. 13: «Аварцы, опустошив часть аула, уже отступали обратно, когда Бэрсан догнал главу партии и выстрелом

нанес ему смертельную рану. Раненый, падая с лошади, сказал: «Бэрсан, я шейх Гада; истинно следуя закону пророка Магомеда, я учил народ идти путем правым; умирая от руки твоей, я именем аллаха завещаю тебе силу моего слова и учения пайхомара (пророка): обращай народ в мусульманство и прими его прежде сам». Сказав последние слова, Гада умер. Бэрсан возвратился домой печальным от первого впечатления случившегося, но вскоре принял мусульманство и начал проповедывать учение Магомеда».

54

279 30-32 83) Голубь.... 84) Пословицы. — 83) Народная легенда о голубе, прочитанная Толстым в статье Ч. Ахриева «Несколько слов о героях в ингушевских сказаниях», вып. IV, отд. II, стр. 3. Содержание легенды в том, что Солса перед смертью мучила страшная жажда и когда в предсмертной агонии, после отказа вороны и волка принести ему воды, он обратился с тою же просьбою к пролетавшему мимо голубю, голубь принес ему в красных чевяках воды, и Солса, утоливши жажду, умирает, поблагодарив голубя и погладив его по шейке. Оттого-то, будто бы, говорят ингуши, у голубя шея золотистая, и кричит-то он так: «как солсан кок». (84) Сказки и пословицы в той же статье, стр. 4—33.

55

279 33-46 85) Как живут лаки.... 98) Топливо: бурьян и кизяк. — Записи по статье Абдуллы Омарова «Как живут лаки», вып. IV, отд. III.

На стр. 2 Омаров рассказывает (85) об обычае «кунаков по преданию»: «Каждый горец имеет в прочих аулах по одному камаличу, т. е. близко знакомому человеку, у которого он гостит в случае, если ему приходится бывать в чужом ауле».

В следующих записях (86) Толстой отмечает описание полевых работ (жатву) горских женщин и провозглашение «выхода серпа», стр. 3, 7—18, 20, 22—24.

56

279 47 99) Невеста.... Свадьба осетин (28) — Запись сделана по статье Джантемира Шанаева «Свадьба у северных осетин», вып. IV, отд. III, стр. 2, где рассказывается, что в первое время пребывания невестки в семействе обычай запрещает ей говорить с кем бы то ни было из семейства громко; по крайней мере, два или три месяца она должна говорить вполголоса.

57

280 1-2 100) Из горск [ой] кримина [листики].... пение Зикарло — Записи по статье «Из горской криминалистики», вып. IV, отд. IV, стр. 53—86. Толстым отчеркнуто несколько мест, касающихся Тазы Экмирзаева, поднявшего в 1865 г. восстание жителей аула Харачой. В одном из его воззваний (стр. 57) говорится: «приготовляйтесь к войне и изгнанию неверных из земель наших». На стр. 61 рассказывается, как (101) «неграмотный пастух, Таза Экмирзаев, находясь в полубредовом состоянии, объявил себя духовным вождем, имамом, и нашел приверженцев. При провозглашении его имамом раздавалось пение зикарло». ( Зикарло от слова «зикр» — молитвословие.)

58

280 4-12 103) С [борник] О К [авказских] Г [орцах], VII — 110).... и положил шашку. — Записи по статье Гаджи-Али «Сказание очевидца о Шамиле», вып. VII, отд. I. На стр. 11 Толстой отмечает место, где сказано, что (105) при избрании Шамиля имамом «кадий, подняв руки к нему, произнес

«фатиха», что значит: кончено, быть посему, и, по обычаю, погладил обеими руками бороду».

На стр. 12 отмечается место (106), где говорится, что 11-летнего сына ранее убитой Гамзат-беком аварской ханши, Булач-хана, Шамиль приказал бросить в реку с моста.

На стр. 17 Толстым отчеркнуто: «Перед прибытием в Телетль, Шамиль послал с возвышенности Каралал в Андалал (107) письмо следующего содержания: «Я и вы — братья по религии. Две собаки дерутся, но когда увидят волка, то, забыв свою вражду, вместе бросаются на него. Хотя мы враги между собою, но русские — волк наш, а потому прошу вас соединиться со мною и сражаться против общего врага; если же вы не поможете мне, то бог — моя помощь». На стр. 37 приведена речь Шамиля (108), которую он произнес по прибытии в Ахты.

(109) «Когда Шамиль увидел, что народ, наибы и даже самые приближенные изменили ему и что он окружен с четырех сторон русскими, то, оставив в Ичичах орудия, железо, хлеб, медную посуду, постели, одеяла и много разной домашней утвари, бежал с горстию мюридов на Гуниб, взяв с собою: на 6-ти лошадях золото и серебро, на каждой лошади по 4 т. руб.; на одной лошади разные драгоценности; на 17-ти лошадях книги; на 3-х лошадях ружья; на 3-х лошадях шашки, пистолеты, кинжалы и панцыри; на 40 лошадях разные вещи, платья жен, сукна и прочее. В четверг 4-го сафара 1276/1859 года Шамиль выехал из Ичича с гумбетовцами и их наибом Уцми. Они провожали его до моста Конхидатльского, а там, распростившись с ним, со слезами на глазах возвратились домой» (стр. 58). На стр. 67 сказано, что (110) в последние минуты перед сдачей русским Шамиль «приготовился защищаться, положив перед собою шашку и заткнув полы за пояс».

59

280 14-39 111) Среди горц [ев] Северн [ого] Даг [естана].... 124) Вухка-той-тойче. — Записи по статье Гаджи-Мурада Амирова «Среди горцев Дагестана (из дневника гимназиста)», вып. VII, отд. III, стр. 13, 16, 19, 23—25, 27, 29—32, 34—38, 41—44, 48, 56, 59—62, 64, 72—77.

Запись 1898 г.

60

280 42 Османли Гаджиев дед. — Дед Хаджи-Мурата. Имя взято из книги А. Л. Зиссермана «История 80-го пехотного Кабардинского полка», т. II, стр. 37.

61

280 43 Абдулл отец. — Действительное имя отца Хаджи-Мурата — Итин-Магомет; упоминается А. Неверовским в брошюре «Истребление аварских ханов в 1834 г.», Спб. 1848, стр. 30. Но Толстой в 1896 г. брошюру Неверовского не читал и дал отцу Хаджи-Мурата вымышленное имя.

62

281 1 К ази-Мулла атак [ует] Хунзах. — Взято из той же книги Зиссермана, стр. 19.

63

281 2 Смерть Кази-Муллы — Кази-Мулла при наступлении на Хунзах в 1832 г. «с 60 лучших своих приверженцев был убит в башне» (там же, стр. 28).

64

281 2 убийство хан [ов]. — Убийство трех молодых аварских ханов Гамзат-беком, произошло 13 августа 1834 г. (там же, стр. 36).

65

281 3< убийство> и Гамзат Бека. — Гамзат-бек после завоевания им Хунзаха был убит в мечети 19 сентября 1834 г. братьями Османом и Хаджи-Муратом (там же, стр. 38).

66

281 4-5 По 36 год Гадж [и]-Мур [ат].... Магом [ед] Мирза, слабый характер [ом] и здоровьем. — В этих записях Толстой отмечает историю управления Аварией Хаджи-Муратом в первые годы после убийства Гамзат-бека («Русская старина», 1881, 3, стр. 669).

За его управлением было поручено наблюдать Аслан-хану, а после смерти Аслан-хана 17 апреля 1836 г. барон Розен назначил сыновей Аслан-хана Нуцал-Агу и Магомеда-Мирзу. Последний был «слабый здоровьем и характером и потому малоспособный к управлению» («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. II, отд. IV, стр. 29—30).

67

281 7-8 Убили Гарун-Бека.... 31 — После смерти Аслан-хана и его сына Нуцал-Аги, не успевших отомстить Гарун-Беку за его участие в убийстве Муртузали — их родственника, Гарун-Бек отправился к Магомед-Мирзе, чтобы выразить свое сожаление о смерти его брата Нуцал-Аги. Магомед-Мирза, обедавший в это время с Ахмед-ханом Мехтулинским, едва только увидел вошедшего Гарун-Бека, велел своим «нукерам отрубить ему голову» (там же, стр. 31).

68

281 9 Гаджи-Ягья. — После отъезда Магомед-Мирзы из Хунзаха управлял одно время Аварией его двоюродный брат Гаджи-Ягья (там же, стр. 31).

69

281 10-11 Ахмед-Хан 1836 г.... к орудию. — С октября 1836 г. управление Аварией было поручено Ахмед-хану Мехтулинскому (там же, стр. 31), личному врагу Хаджи-Мурата. О нем Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову: «Ахмет-хан обвинил меня в тайных сношениях и переписке с Шамилем, отвел к коменданту крепости, где я содержался в продолжение 9 дней привязанным к орудию» («Русская старина», 1881, 3, стр. 669).

70

281 13 Жена чеченка. — «Жена моя чеченка», — рассказывал Хаджи-Мурат Лорис-Меликову («Русская старина», 1881, 3, стр. 676).

71

281 14-16 Туту... Шамай. — «Ту-ту-бике была родная сестра Аслан-хана... Из семейства Аслан-хана остались в живых только жена его Умми-Гюльсеум-бике и его малолетняя внучка Шамай-бике» («Сборник», вып. II, отд. IV, стр. 32).

72

281 17-18 Шамиль берет.... Буцал-Хана и убивает его. — Об этом Толстой прочитал у Зиссермана в «Истории 80-го пехотного Кабардинского полка», где сказано: после убийства Гамзат-бека Шамиль «вытребовал у тестя Гамзат-бека всё собранное им имущество и младшего из сыновей несчастной ханши Паху-бике, Булач-хана. Этого десятилетнего мальчика Шамиль приказал убить и тело бросить с кручи» (т. II, стр. 37).

73

281 20 В Цельмесе.... Клюге фон Клюгенау. — Запись из рассказа Хаджи-Мурата Лорис-Меликову своей биографии («Русская старина», 1881, 3).

74

281 21 И мюридизм. — Возможно, что Толстой имеет в виду главу II во втором томе «Истории 80-го пехотного Кабардинского полка» Зиссермана, о возникновении мюридизма, а может быть, отмечает свое намерение описать новое стремление Хаджи-Мурата к мюридизму после разочарования в русских.

75

281 22 38-й год. — Дальнейшие записи Толстой произвел на основании рассказа Хаджи-Мурата Лорис-Меликову («Русская старина», 1881, 3, стр. 669—677).

76

281 22 первое сражение с русскими. — Даты 1838 г. в источниках нет. Первое сражение Хаджи-Мурата с русскими войсками происходило в 1840 г., вскоре после ареста Хаджи-Мурата и его первого бегства от русских (там же, стр. 669).

77

281 23 Убит Бакунин. — В 1841 г. в сражении с Хаджи-Муратом был убит начальник отряда молодой генерал Бакунин (там же, стр. 669).

78

281 24 Ахмет-Хан убил двоюрод [ных] братьев 3-х. — После сражения 1841 г. Ахмет-хан, прибыв в Хунзах, заковал трех двоюродных братьев Хаджи-Мурата и через несколько дней приказал жителям убить их (там же, стр. 670).

79

281 25 С 38 по 50 воевал с русскими. — Действительные даты участия Хаджи-Мурата в войне против русских: 1840—1851 гг. Толстой указывает годы с 38 по 50 на основании рассказа Хаджи-Мурата, который говорит: «Авария подпала под власть Шамиля. Назначенный наибом Аварии... я в продолжение двенадцати лет воевал с русскими» (там же, стр. 670).

80

281 26 В 43 г. 7000 бар [анов].... скота — «В 1843 г.... я... угнал 7000 баранов, 100 лошадей и 300 голов скота» (там же, стр. 671—672).

81

281 27 46... Нох Бике. — Об этом событии Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову: «Питая вражду к дому Ахмет-хана Мехтулинского, я с партиею в 200 человек, в 1846 г., ночью вошел в селение Джунгутай и увез вдову его Нох-Бике» (там же, стр. 672).

82

281 28 600 гол [ов] скота. — Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову, как он «отбил 600 голов скота» (там же, стр. 672). 1847 г. — дата Толстого.

83

281 29 В 49 году.... лавки. — Об этом Хаджи-Мурат рассказывал: «В 1849 г., желая разгромить лавки, я ночью ворвался в Темир-Хан-Шуру» (там же, стр. 673).

84

281 30 50.... Хаджи Агу — Продолжая свой рассказ, Хаджи-Мурат говорит: «В 1850 г. хотел взять в плен Хаджи Агу Илисуйского, собрал партию и отправился туда, но он, узнав о пребывании моем, бежал» (там же, стр. 674).

85

281 31 51. Убил Золотухина. — Там же, стр. 674.

86

281 32 Мунафики. — Написано па полях и дважды подчеркнуто Толстым. Это же слово подчеркнуто им в статье Абдуллы Омарова, «Воспоминания муталима» — «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. II, отд. VI, стр. 11, где в примечании сказано: «мунафик (араб.) означает безбожный, принужденный, притворяющийся мусульманин... Мюриды называли вообще всех покорных русскому правительству мусульман мунафиками».

Конспект 1902 г.

87

281 36 25-й год. Ему 13 лет. — Год рождения Хаджи-Мурата в источниках не указан. Толстой относит его к 1812 г. на основании ряда датированных событий в жизни Хаджи-Мурата.

88

281 36 у деда проповедь хазавата. — Источником послужил рассказ Абдуллы Омар-оглы о трех старцах, проповедниках мюридизма, которых

он застал у отца «сидящих рядом, положа под себя ноги, с четками в руках» («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. I, отд. VII, стр. 20).

89

281 37-38 Нападение на Хунзах — Осада Хунзаха Кази-Муллой в действительности происходила в 1832 г. У Потто она отнесена к «тридцатым годам» («Военный сборник», 1870, 11, стр. 159).

90

281 38 Смерть отца — Источники этого события: «Военный сборник», 1870, №11, стр. 159, и рассказ Хаджи-Мурата Лорис-Меликову — «Русская старина», 1881, стр. 668.

91

281 38 Он мюрид.... в горы. — См. ред. первая, четвертая и седьмая.

92

281 39 28-й год. — Дата Толстого, в источниках ее нет.

93

281 39 Он муталим. — Об этом в источниках нет. Толстой хотел использовать «Воспоминания муталима» («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. I, отд. VII).

94

281 39 Казнь женщины. — См. прим. 31.

95

281 39 Он нукер Омар-Хана. — По источникам Хаджи-Мурат не был нукером Омар-хана.

96

281 40 Женится. — О женитьбе Хаджи-Мурата в источниках данных нет. Для описания свадебных обычаев на Кавказе Толстой отметил много материалов в «Сборнике сведений о кавказских горцах».

97

281 41 под Гимрами. — Гимры — аул в северном Дагестане, где в 1832 г. произошло сражение между отрядами бар. Розена и Кази-Муллы, в котором последний был убит. См. прим. 65.

98

281 41-42 Дружба с ханами.... Молодечество. — О дружбе Хаджи-Мурата с аварскими ханами в источниках нет. О молодечестве взято из статьи А. Омарова «Как живут лаки» («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. IV, отд. III).

99

281 43 —282 3 33. Гамзат-бек угрожает.... Хаджи-Мурат выбран. — Источником послужили сочинения Зиссермана «История 80-го пехотного Кабардинского полка», т. II, стр. 29—31, В. Потто, «Гаджи Мурат» — «Военный сборник», 1870, №11, стр. 160, и «Русская старина», 1881, 3, стр. 668—669. Данных, свидетельствующих об укреплении в Хаджи-Мурате ненависти и презрения к русским под впечатлением его пребывания в Тифлисе, в источниках не имеется.

100

282 4 35, 36 — 1835 и 1836 годы — даты Толстого.

101

282 5-6 Награды.... честолюбие. — О наградах Хаджи Мурат говорил Лорис-Меликову: «По занятии Хунзаха русскими войсками, я пользовался особенным расположением Клюки-фон-Клугенау, получая часто денежные награды» («Русская старина», 1881, 3, стр. 669).

102

282 7 Фези.... Ахмет-хан. — Фези — «страшный для горцев генерал», занявший Хунзах 27 мая 1837 г. (В. Потто, «Гаджи-Мурат» — «Военный сборник», 1870, №11, стр. 161). Повидимому, у Толстого было намерение связать приход в Аварию Ахмет-хана Мехтулинского с взятием Хунзаха генералом Фези. В действительности управление Аварией было поручено Ахмет-хану в октябре 1836 г. («Сборник сведений о кавказских горцах», вып. II, отд. IV, стр. 31).

103

282 8 38. Интриги против Ахмет-хана. — 1838 г. — дата Толстого. Здесь очевидная описка, следует понимать: «интриги Ахмет-хана против

Хаджи-Мурата» («Русская старина», 1881, 3, стр. 669; Потто, «Военный сборник», 1870, 11, стр. 162).

104

282 9-11 39. Набег Отправляет жену с детьми. — В источниках о набеге Хаджи-Мурата в 1839 г. ничего нет. Об отправке жены и детей к Шамилю также нет в источниках.

105

282 14 43 г. война (Бакунин убит). — В действительности сражение с русскими, в котором участвовал Хаджи-Мурат и в котором был убит Бакунин, происходило не в 1843 г., а в 1841 г. (см. прим. 79).

106

282 15 Сухарная экспедиция. — О своем участии в этой экспедиции — «походе русских в Дарго» в 1845 г. — сам Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову («Русская старина», 1881, 3, стр. 672).

107

282 16 в Кабарду. — См. там же, стр. 672—673.

108

282 16 жену взял еще оттуда. — Об этом в источниках не упоминается.

109

282 17 Гергебиль.... с Шамилем. — Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову: «В 1848 г., перед осадою русскими Гергебиля, я был болен и позже других наибов присоединился к сборам. Враги мои, пользуясь тем, успели очернить меня пред Шамилем, уверив его, что я не хочу воевать с русскими» (там же, стр. 673).

110

282 20 У Дербента отогнал табун, убил Золотухина. — Хаджи-Мурат рассказывал Лорис-Меликову: «В 1851 году, на покосах близ Дербента, на рассвете, отогнал табун и, боясь преследования, быстро направился к Озени... Загородив себя бревнами, я расположился там для ночлега... Русские два раза штурмовали мой завал, но были отбиты, на втором штурме я был ранен драгунским полковником Золотухиным шашкою в руку, который тут же убит мною» (там же, стр. 674).

111

282 21 убил в его доме. — Об этом Хаджи-Мурат рассказывал: «... Я выехал в селение и направился прямо к дому Шах-Вали, брата Шамхала, ни он сам, ни жители не хотели сдаваться... Дом его был занят, сам он убит с оружием в руках, жена, трое детей и служители их взяты в плен» (там же, стр. 674).

112

282 22 52. Шамиль требует 2500 р.... на его место — (там же, стр. 675—676).

Конспекты 1902 г.

113

282—283 Составлены по тем же источникам, что конспект №5.

Запись 1902 г.

114

283 28-29 Ляиляха иллаллах.... ррахил — Взято из статьи Абдуллы Омарова «Как живут лаки» — «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. III, отд. III, стр. 9—10.

Запись 1902 г. (?)

115

283 32-35 Абунунцал-хан.... полковник Аварии. — Запись сделана по книге А. Л. Зиссермана «История 80-го пехотного Кабардинского полка», т. II, стр. 35—38.


Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.