339340
* <О ДУШѢ И ЖИЗНИ ЕЯ ВНѢ ИЗВѢСТНОЙ И ПОНЯТНОЙ НАМЪ ЖИЗНИ.>
(1875 г.)
483
Я существую. Существование мое слагается из меня и бесконечного разнообразия познанного и познаваемого мира.
Рассматривая мир с самой простой, матереялистической точки зрения, я вижу бесконечное разнообразие. В этом разнообразии — равно величайший мудрец и первобытнейшее дитя — мы видим резкую грань между всеми разнообразнейшими явлениями: живое и не живое, органическое и неорганическое. Я могу по недостатку наблюдения принять куклу за живое и живое за мертвое, но стоит вникнуть, поправить ошибку, и ошибки быть не может. Во всем не живом я знаю и отыскиваю законы, которым подлежит все не живое. Для первобытного человека такой закон есть тяжесть, влияние на чувства; для ученого — есть неистребимость материи, закон сохранения сил. — Во всем живом я вижу те же законы; первобытный человек с трудом узнает их в живом, но наука показывает и доказывает, что она нашла (и если не нашла, то находится на пути нахождения) действия
действий
тех же законов и во всем живом (
Грань эта по мѣрѣ изученія и наблюденія для различныхъ людей можетъ находиться въ различныхъ мѣстахъ. Дикій приметъ куклу за живое существо, а дрожжи за мертвое; но грань эта существуетъ, и безъ нея немыслимо какое-нибудь486
Знание есть предсказание — т. е. отыскание тех общих законов, которым подчинено все существующее. Величайший ученый и дикий, хотя и в разной степени, в продолжении жизни познают эти законы и совершенно одинаково познают их в двух различных488 областях сферах существующего, никогда не смешивая одно с другим: в живом и не живом, в органическом и неорганическом мире. Это деление всегда одинаково присуще человеку — на низшей ступени знания (для дикого), сколько и на высшей (для ученого). Без этого деления нельзя мыслить.
Между прочим в известных людях [и] собраниях людей мы часто видим желание вырваться из этого неизбежного закона раздвоения всего существующего. Мы видели и видим людей, ложно и произвольно предполагающих жизнь, одушевляющих мертвую природу — грозу, бурю, море, старающихся подчинить мертвое законам живого, и на оборот, видим людей, старающихся подчинить живое закону489 законы неживого мира нф имеют влияния на мир живой, и часто будут не в силах отделить ясно единицы живых существ друг от друга и от мира неживого. мертваго.341342В положении первых находятся дикие народы, приходящие постоянно в столкновение с мертвыми силами и вследствие того для единства понимания придавшие жизнь морю, грозе, идолам; и в положении вторых находятся ученые натуралисты нашего времени, для единства понимания отрицающие деление на живое и мертвое и старающиеся объяснить все живое из законов мертвого.
Различие между ученым и диким состоит только в том, что дикий, зная законы мира живого, но не зная общих законов мира неживого, предполагает, что во всех явлениях мира проявляются силы живых существ. Ученый же,490 будет ясно видеть и в силах доказать, зная законы мира неживого и не зная или не желая знать законов мира живого, предполагает, что всякое явление мира живого есть только последствие общих законов неживого, что (точнее сказать) каждое живое существо есть только результат воздействия законов неживого на это объединенное существо; но явление объединения будет для него так же, как и для дикого, несомненное данное, ничем не объяснимое.
Я очень хорошо знаю, что новая школа мыслителей491 не останавливается перед этим вопросом, а принимает явление объединения живого (органического), как что то нетребующее никакого объяснения, и в мире живого отыскивает законы, руководящия живым. не признает за собой этого недостатка. —
Они скажут: мы признаем вполне различия органического и неорганического мира; но мы видим, что в мире органическом действуют без малейшего изменения все те же законы, которые действуют в мире неорганическом, и потому не видим причины; почему мы должны приписывать значение необъяснимому разумно понятию жизни. Если что и остается неясным в самом понятии организма, то мы, с одной стороны (
Ответ этот чрезвычайно силен вообще и в особенности для тех, которые вкусили
Допущение подразделения мира на органический и342343неорганической, сделанное только как бы временно, для целей науки, кажется столь естественным и незначительным, что большинство, допуская это деление, и не замечает, что это допущение разрушает493 основную мысль матерьялизма самые основы всякого мышления.
Для меня иностранное слово: органическое и неорганическое имеет важное значение. Я наблюдал, что везде, где в ходе рассуждения является течь, где ход рассуждения приводить к противоречию, где необходимо эскамотировать мысль, вводится иностранное слово. И таково слово: органическое. —
Для человека, ясно имеющего перед собой существенные вопросы всякого познания, при первом упоминании об организме нельзя уже идти дальше494
для объяснения по пути матерьялистов
для философских целей, до тех пор пока не будет дано ясное определение
Какие бы ни были открыты законы, управляющие миром
Законы эти могут быть полезны для целей частной науки — физики, химии, ботаники, зоологии, но для философии они не могут иметь значения, потому что сущность философского вопроса495
о различии живого и неживого не разрешена и даже нет определения того различения живого и неживого, которое служит основой наблюдения и изучения мира живого (
Весьма вероятно, что законы, по которым видоизменяется все неживое и все живое, совершенно верно определены теориями новейших исследователей; но даже если бы эти законы были несомненно доказаны, если бы наука шла 100 веков по этому
343344А только в определении этого различия заключается философский вопрос.
Только тем увлечением при открытиях частных законов, в соединении с жаром полемики с противоположными учениями и, к сожалению, упадком в обществе философского мышления, можно объяснить себе странное заблуждение новых людей, полагающих, что, показав, с одной стороны, подчиненность общим законам неорганического мира всего живого, а с другой стороны, открыв развитие законов живого мира, новые люди предположили, что они решают философский вопрос, или, если не решают его, то делают его излишним и показывают невозможность, в которой находится философия, отвечать на поставленные ею с начала веков вопросы о том, что есть жизнь, что есть смерть.498 другими словами, в чем состоит различие органического и неорганического. Пропустив в самом начале эти вопросы — Неизбежно признав необходимость того деления на живое и не живое, которое составляет необходимое условие всякого мышления, но назвав это деление неясными словами, новое направление очевидно499 оставило в стороне философские вопросы. предполагает, что оно разрешило философский вопрос и по обычному людям свойству утешает себя ненужностью или недоброкачественностью того, чего они не имеют. Позитивисты и большинство новых людей с поражающей наивностью говорят, что этих вопросов нет, или что их не нужно знать, или что они бесполезны, что это праздная метафизика.
Какие же это бесполезные, ненужные, праздные для живого человека вопросы? Это вопросы о том, чтò есть жизнь и чтò есть смерть, о том, чтò такое совершается с каждым из нас, когда мы чувствуем свою жизнь, мыслим, желаем, радуемся, страдаем, и что нас ждет там, куда мы все идем и куда уходят на наших глазах люди, которые составляют для нас всю радость, весь смысл жизни. Это праздные, бесполезные, несвойственные людям, только по предразсудкам усвоенные людьми вопросы! Философы новой школы, за увлечением спора, открытий в области своей науки, и за тупостью мысли, не видали, что это нетолько не праздные вопросы, но что это единственные, основные вопросы, которые когда либо делает себе человек, что все те (огромной заслуги) научные открытия, которые сделали те самые люди, которые так думают открытия в области химии, физики, биологии, физиологии, зоологии, имеют смысл только потому, что они только яснее ставят эти вопросы. Они забыли, что приведенные к необходимости по500 умышленной неизбежной ограниченности, свойственной каждому отделу наук, принять за данное — различие живого и не живого, не определяя и не доказывая его, они самым344345развитием своей науки только содействовали уяснению коренного вопроса, который, без сомнения, с еще большей большой силой представляется теперь мыслителю перед протоплазмомо502 Так в подлиннике. и песчинкой, чем дикому между живым и срубленным деревом. Заслуга — не матерьялистов, но естественных наук — состоит в том, что они показали несомненно тщету мысли о том, что живое не подчиняется законам неживого, что тщетно бы было основывать различие живого от неживого на том, что будто живое исключено из под законов неживого. Но тем очевиднее стало теперь то, что различие лежит не в отсутствии в живом каких нибудь сил неживого, не в противоположении им другой силы, но что при подчинении живого силам не живым различие все таки существует.
Все существующее подчинено одним законам, но во всем существующем есть разделение между503
не объединенным и объединенным,
живым и не живым. Живое подчиняется, кроме общих неорганических законов, еще другим,
Что такое есть сила этого объединения или жизни? Происходит ли живое по законам неживого? Нет. (Manet.) Держится ли оно вследствие законов не живого? Нет. Исчезает ли оно
она
вследствие законов неживого (самоубийство)? Нет. Но есть ли в этой силе или явлении что нибудь, что бы уклонялось от законов не органических, допустив, что наука открыла все то, к чему она стремится? Нет. Следовательно, жизнь не есть сила в смысле неорганических сил,506
это и не явление в смысле результата
Все существующее доступно мне двояко: 1) как все неживое, подчиненное одним неизменным законам сохранения материи и сил и взаимодействия их и 2) как все живое, действующее по тем же законам, но доступное мне как живое, имеющее значение и смысл по другим законам, недоступным моему разуму. —
345346Первое есть отношение живого к не живому — понимание его. Второе — отношение живого к живому и непонимание его разумом, но полное знание его изнутри, непосредственно, знание самого себя. —
Законы
Что реально:
Материалисты говорят: неорганическое. Им кажется, что то, что они знают разумом, то реально. Но они забывают, что разум есть результат жизни органов жизни и потому знание это только относительно. Они говорят: понятие души нереально. Но понятие души есть понятие жизни (организма), которое мы не познаем чувствами, органами и разумом, но непосредственно познанием жизни. —
Без сознания жизни и объединения (организма) мы нетолько не понимали бы живого, но и ничего мертвого. Материя, пространство, плотность, число, — все
Поэтому реально одно сознание себя объединенным, живым организмом, и потому понимание всего бесконечного числа объединенных существ и в противоположность еще необъединенных.
< Что же есть сознание объединения? — Интеллект, воля, любовь.>
Оказывается, что мы знаем и можем знать вполне — не разумом — только живое. Делая же отвлечения разумом от нашего знания живого, мы находим и законы неживого. —
Теперь же матерьялисты делают обратную ошибку: желая все определить разумом, они отбрасывают непосредственное, не разумное знание живого и берут за знание только508
Невозможно это, во вторых потому, что законы, предлежащия к объяснению из мира живого явления, бесчисленны и до бесконечности разнообразны и, хотя понимаемы нами совершенно ясно, не могут быть подведены под законы. —
346347<Стоит вспомнить явления органического мира: круговорот частиц для удержания одного вида, развитие частиц, развитие организма, половые соединения, смерть. И поразительно то, что все эти явления тем труднее для объяснения, чем они легче для всякого простого ума. Полюбил, совокупился, родился, вырось, состарелся, умер. Все самые простые слова и самые важные явления для человека и самые необъяснимые законами неорганических явлений и разумом.
Обращаясь к509
наблюдению самого себя
источнику своего познания для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы (невольно) находим еще прежде этого деления другое основное деление, которое служит ему источником. Все, что мы знаем, мы знаем двояко: как самого себя и не себя. Одно мы знаем непосредственно, без всякого опыта: (больно, весело); другое мы знаем посредственно, вследствии опыта и разума. Для всех нас мир разделяется на две части: одну, которая есть мы, и другую, которая — не мы. То, что мы называем мы, есть та часть мира, которая объединена в нас и
То, что объединено нами непосредственно, познается собою через ощущения, без участия разума. То, что не объединено нами, познается нами посредственно, через органы ощущений и разум. То, что познается собой
В мире мы делим все на существа живые и не живые. Живые мы называем существа объединенные также как мы, неживыми мы называем необъединенные существа, или объединение которых мы не видим. В этом мире, объединение которого мы не видим, мы находим присутствие законов, соответствующих нашему разуму; в мире объединенном мы тоже находим законы, но законы эти далеко не так разумны; подразделение мира вытекает из факта нашего объединения, воплощёния, сознания части мира (своего тела) собою.
Итак, не только предположение матерьялистов объяснить живое законами неживого не возможно, но оно неправильно, ибо все, что мы знаем, происходить только от непосредственного знания живого. Знание же законов неживого нетолько ограничено, но оно вытекает только из незнания того живого, которого кажущееся нам неживое составляет часть. Мы знаем наверно, непосредственно только живое. Мы называем неживым, мертвым, только то, жизнь или существование чего мы не понимаем.
Как мне кажется неживым камень, звезды, так могут казаться неживыми клеточки моего тела (камень) и кровяные347348шарики (звезды) микроскопическому паразиту, живущему в моем теле.
Условия объединения суть органы, которые дают возможность понимать ряд подобных объединений с подобными же органами, но510 высшия, a низшия скрыты объединения, не имеющия подобных же органов — скрыты. Неорганическим мы называем то, чего объединение мы не понимаем и принимаем многое за одно (камень) или одно за многое (звезды). И поправить это дело наука не может.
Воплощение, объединение дали пределы511
Слово пределы написано дважды.
Мы имеем три рода познания: 1) знание себя, той части мира, которая объединена мною; это знание
Рассматривая мир с точки зрения матерьялистов, приходишь в странное затруднение. Изучая явления неорганического мира, сущность которых совершенно непонятна, определение которой даже невозможно и постоянно противоречиво (вещество, сила, атомы), мы находим совершенно точные, разумные законы, управляющие512
Слово: управляющие в подлиннике написано дважды.
всеми
Переходя к другому роду явлений513
Опять как несомненное данное берется отличие человека от животного, не выводимое из законов органического мира. Оставляется самая сущность различия, а это различие предполагается данным, и находятся новые законы, управляющие
Что за странное явление! Известный прием изучения обращенный на предмет, сущность которого нам совершенно неизвестна (на неорганический мир), приводит нас к знанию, этого отдела, к приложению к нему разумных законов и
Ошибка происходить от весьма понятного желания обратить самое простое орудие, оказавшееся полезным для открытия простых законов в известном роде явлений, на законы явлений другого рода. Орудие это в этом случае есть логическое, основанное на опытах, индуктивное мышление. — Матерьялисты хотят подвести под законы этого индуктивного мышления то, что мы знаем не путем индуктивного мышления, именно — жизнь.
Матерьялизм хочет опытом узнать душу, сущность жизни индивидуумов.
Опыт несомненен при наблюдении движений других животных и меня самого посредством орудия чувств (
Но опыта над чувствами ощущением нельзя делать.
Внутренний опыт есть contradictio in adjecto.521 [противоречие в исходном положении.]
Опыт внешний убеждает посредством повторения
Следовательно, ощущение есть совершенно противоположное опыту орудие познавания.
Это то орудие познавания есть душа человека, его надо определить.
Тоже, что явления ощущения являются параллельно с явлениями физическими, несомненно.
Это не только не доказывает того, чтобы
Вопрос следующий: Почему523
все в мире живет движется по законам
Это разграничение есть задача определения души. Матерьялизм же думает объяснить силы различное.
350351Прежде всякого мышления, первое что мы знаем, это то, что мы живем, что мы составляем объединенную часть мира, которую мы чувствуем, как себя, и знаем иначе, чем все другое, не умом и не опытом, знаем несомненно. Не знаю, в какой степени точно выражение
Первое знание есть сознание своего объединения от всего остального мира. Это объединение мы называем жизнью. Из этого основного знания вытекает следующее знание всего также объединенного и живого. Когда мы говорим: собака жива, дерево живет, мы только говорим: собака и дерево то же что я, также объединены, как и я, имеют те же общия свойства,
Источник есть опять наше объединение.
Понятия вещества, силы, пространства, времени, причины, следствия, числа, круга суть только понятия отвлеченные от сознания своего объединенного существования. Вещество, это — я без жизни; сила — я без вещества; пространство526 отношениф меня к существующему, время другое отношение меня — я без вещества и силы; время — это я без пространства и вещества; причина — это мое желание; следствие — это достижение желания; число — это я один, в противоположность многому, живому; круг — это границы моего зрения и т. д.
Понятия эти известны мне во мне вполне, но сущность их бессмысленна в отвлечении. Законы же их разумны только потому, что самое отвлечение этих понятий сделано разумом для известных разумных целей и потому не может быть неразумно. —
Философия матерьялистов основана на следующем:
1) Человек живет и умирает; я живу и по опыту знаю, что и я умру.
3513522) Когда я умру, то прекратится непосредственное и посредственное знание, так как уничтожится орудие знания.
3)527 По аналогии я вижу, что Не уничтожится только, как я знаю по опыту, мертвое неорганическое вещество.
4) Вещество не уничтожается.
5) Из этого528 матерьялисты заключают я заключаю, что несомненно существует одно529 Слово: одно написано дважды. мертвое вещество.
5) Из того же, что остается одно мертвое вещество,530 они заключают я заключаю, что действительно несомненно и всегда существует одно мертвое вещество.
6) Из того же, что одно вещество вечно существует, я заключаю, что сознание мною своей личной жизни есть только результат известного сложного состояния вещества, есть обман, есть строй мира.
Вещество отвлеченное, объективное не имеет смысла. Это есть только отвлечение от сознания моего существования. Мертвое вещество значит только вещество, жизнь
Поэтому 5-я посылка должна быть изменена так: когда уничтожается жизнь, то для меня как наблюдателя остается одно отвлечение жизни, т. е. мертвое вещество, или такое вещество, жизнь которого я не понимаю.
Я не могу сказать, что уничтожается все, ибо остается: 1) отвлечение жизни, вещество (тело), другое отвлечение жизни — потомство, и 3-е — следы воздействия на других людей. Все же это не объединено и непонятно мне. Найти возможные