* СКАЗКА.
...... и я потерял сознание. Когда я очнулся, я был уже не на песке, не в пустыне, а26
: под тенью кактуса подле шалаша в доме
на постеле между27
людьми
живыми существами. — Два28
Две. Далее зачеркнуто: женщины одна молодая, другая старая
такие существа сидели на скамье подле меня — одно било масло в бутыли, другое плело29
что
какое то торпище (?).30
Зач: Мущина
Третье существо сидело у стола и что то делало.31
Они
Увидав, что я очнулся, они переговорили что-то на неизвестном мне языке и дружелюбными знаками показали мне, что я не должен их бояться. В тот же день я встал и мог32
пройти
ходить,33
: по комнате
на другой день я34
уже мог сойти с лестницы и ходить по надворью
почувствовал еще более силы и скоро совсем поправился. Я два года прожил в этом городе неизвестной середины Африки, называемом городом Дюлей,35
людей
и успел36
изуч
изучить
узнать их37
знак
язык, характер, образ правления и жизни и их занятия. — Первое, что поразило меня в жизни Дюлей, было необыкновенная плачевность и быстротечность их жизни. Все люди, которых я видел, носили на себе очевиднейшие зародыши смерти, и все на моих глазах с каждым днем, с каждым часом, с каждой минутой38
гни
гнили
таяли или, если по правде сказать, гнили. Каждый день я замечал, как они морщились, калянели, выветривались, из них выпадали зубы, волоса, и они мерли, другие39
не успевали даже
еще не выветривались и не сгнивали, подрезывались иногда в зародыше какой то невидимой рукой и мерли. Но все Дюли несмотря на это очевидно135136были лишены способности видеть тот закон смерти, под которым они были рождены, и наблюдали очень тонко многое постороннее, но не видели того, что они не живут, а только разными40
способами
путями умирают. Когда я выучился их языку, я несколько раз хотел обратить на это их внимание, но на языке их не было для того настоящих слов.41
Я Через месяц после моего поселения в Дюлевском городе, я помню в одно воскресенье
Я прожил 18 лет среди этого народа и сообразно с предположениями этно- и географов нашел этот народ диким, но в противность общему поверхностному мнению о дикости, я не нашел их просто дикими, т. е. с отсутствием сложности жизни; но я нашел в них жизнь весьма сложную, возникшую из вековых исторических условий. Дикими же я их считаю потому, что несмотря на то, что некоторые матерьяльные стороны жизни их были весьма и весьма усложнены, у них были только начатки понятий о науке, о философии, о религии,42
отношениях людей
и начатки столь запутанные, кривотолковые, что только с большим трудом после 10 лет жизни и изучения их языка и нравов я стал понемногу понимать их, и в настоящем сочинении попытаюсь изложить их, как они мне открывались. —
1) Браки и семьи, 2) собственность, 3) суды, 4) администрация, 5) торговля и богатство, 6) обучение, 7) наука, 8) религия. Дюли подразделяют себя на много различных подразделений, каст и сословий, имеющия каждое свой отличительный знак.43
большей частью
Отличие это состоит в цвете и количестве пуговиц, которые они носят на колпачках. Но подразделения эти не существенны. Одно настоящее подразделение есть следующее: Дюли работающие, т. е. производящие что нибудь новое, посредством труда, и дюли44
В подлиннике описка: люди
разрушающие, уничтожающие. — Первые преимущественно живут в деревнях,45
В подлиннике описка: городах
вторые в городах.46
В подлиннике описка: деревнях
В противность того, что можно бы ожидать,
производ
производители
пользуются презрением, a уничтожающие — почетом и тем большим почетом, чем больше они уничтожают. Отсюда стремление
производи
производителей
перейти в разряд уничтожающих, вследствии того уменьшение
производ
производителей
.47
и вследствии того увеличение труда остающихся
производит
производителей
В беседе нашей я спросил, для чего так. Мне отвечали: для того, чтобы потребителям лучше жить. Но которые скорее гниют? Потребители.