426427
НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ.
5 Марта 1860.
Есть в отношении книжек для детей и для народа общия правила, выработавшияся и подтверждаемые самым поверхностным опытом.176 я попытаюсь изложить эти всем известные пошлые правила.
1) Язык должен быть понятный, народный и умышленно не испещренный словами местного наречия.
2) Содержание должно быть доступно, неотвлеченно.
3) Не должно слишком стараться быть поучительным, а дидактика должна скрываться под занимательностию формы.
Вот правила ходячия для большинства людей, занимающихся народной литературой. Все эти правила не только говорят еще далеко не все, что можно сказать о деле, но некоторые совершенно ложны.
1) Язык. Язык должен быть не только понятный или простонародный, но язык должен быть хорошиий.
177
Подчеркнуто дважды.
Красота или скорее доброта языка может быть рассматриваема в двух отношениях. — В отношении самьтх слов употребляемых и в отношении их сочетания. В отношении слов, ежели я скажу, что не надо употреблять слова — великолепный, относя его к голосу или нравственным качествам человека, а говорить хороший, прекрасный, не говорить щедрый, а говорить простый, не говорить квиты, а просты (я уже не упоминаю о иностранных словах,178
как слово капитальный — словом осадистый и т. д.
которые легко могут быть заменены русскими), то я советую не то что употреблять простонародные, мужицкия и понятные слова, a советую употреблять хорошия сильные слова и не советую употреблять неточные, неясные, необразные слова. Я прошу читателя, интересующагося этим вопросом, прочитать повесть «Ложкой кормит, а стеблем глаз колет» в 4-м № «Ясной Поляны», составленную учениками. Я считаю эту повесть образцом языка как в отношении слов, так и их сочетаний. То замечание, которое так427428обыкновеннослышать, что не нужно умышленно коверкать и пестрить язык, пожалуй, верно, но179
вглядясь глубже — не верно, не правильно.
мне кажется не так выражено. Нужно советовать не не пестрить язык, а писать хорошим русским языком, что180
ужасно
чрезвычайно трудно.181
Так, во многих народных книжках искусные перифразы
Не нужно говорить: «Он был красивый такой», а говорить: «Он был красивый», не употреблять искусные перифразы с беспрестанным прибавлением частицы «то», для того, чтобы сказать самую простую вещь, имеющую короткое и меткое название на нашем языке. Нам часто встречались подобные примеры при переделках книг и пересказах учеников. Например, вы рассказываете историю
Еще пример. Положим — мне нужно рассказать, что пароход двигается посредством паров. Своему брату я говорю: сила пара движет поршни, поршни приводят в движение ось, ось поворачивает колеса, а колеса, упирая в воду, движут вперед корабль, называемый пароход. — Свысока спускающийся до народа народный учитель расскажет это так: Есть такая сила воды, называемая пар, вот этот то самый пар, когда его запрут, начинает толкаться, проситься вон. Вот когда соберут этого пара много, то он имеет силу надавить и даже ежели не поддается та вещь которую надавить, то он ее сдвинет, вот и устроены, как барабаны пустые, и в них пробки. К пробкам приделаны такие палки, а палки уперты в колено и т. д. — Учитель, заботящийся о народности, скажет так: Как поставит баба чугун в печь (хорошо еще, ежели он не скажет: вот, братцы мои, я вам всю правду-матку отрежу и т. д.), начнет на нем крышка прыгать. Видаль? Ну, видал, так смекай, кто ее двигает, крышку-то? Сила? Так верно. Вот эта-то сила и есть, что пароход двигает, что глупые люди чортовыми крыльями называют. Это не чортовы крылья, а силы природы-матушки, которыми всякой182 Буква i поправлена на о рукой Толстого. человек воспользоваться должен. Все дано на благо человеку. Вот эта сила называется пар и т. д. — Народный учитель педант расскажет так. Все, что движет, все есть сила. Сил в природе много, вы знаете их — сила человека, лошади, воды, сила огня, — такая же сила — пар. Пар есть вода. —428429Учитель-дама расскажет так: Когда мы Едем на пароходе, милые дети, нам кажется удивительно, что мы едем так скоро и что нет ни лошади ни паруса. Надо подумать, что же это за сила. Я вам расскажу, дети, и постараюсь быть вам нескучной. Ничто не будет скучно, ежели мы будем любить учиться и не скучать за книжкой, и т. д. Умный мужик, который езжал на пароходе, вернувшись домой, расскажет так: Сделан котел, под котлом топка, пар не пущают, а проведен в машину. Машина проведена к колесам — она и бежит. А за нее сколько нужно коляски цепляют. — Всякой крестьянин поймет из этого то, что ему нужно понять, и только потому, что это сказано хорошим русским языком.
2. Сочетание слов. Как в словах, так и в речах, т. е. периодах, мало сказать — нужны понятные короткия предложения, — нужно просто хороший, мастерской язык,
Мало того, есть формы удлиннения речи, совершенно чуждые
Итак, по языку в обоих отношениях, я говорю, правилами ничего не сделаешь, правил нет, есть одно — нам надо учиться писать хорошо, а не умеем — не писать. Если изложение для нас требует точности, то для народа требуется точности и меткости еще в тысячу раз больше, и писать нельзя, не умея.
Теперь о содержании.
Содержание должно быть доступно, неотвлеченно. Это совершенно ложно. Содержание может быть какое хотите. Но не должно быть болтовни заместо дела, не должно набором слов скрывать пустоту содержания. Казалось бы, что то, что я говорю, весьма просто, но мне придется большим числом примеров429430объяснять то, что я разумею под этим отсутствием болтовни. Возьмите «Мир Божий» или любую школьную и народную английскую или немецкую книгу183
В подлиннике описка: школу.
и вы увидите образец этого набора слов, преимущественно относительно столь любимых в последнее время естественных наук. Например. Земля имеет форму шара и обращается вокруг своей оси один раз в сутки. Это болтовня — во-первых, земля не имеет [формы] шара, во-вторых, ежели говорить о форме земли, надо объяснить, каким образом держится такое тело в пространстве — закон тяготения. В 3-х, что такое ось, как она обращается и в 4-х, она вовсе не обращается. Или: землю окружает воздух на 40 миль, воздух этот состоит из азота, кислорода и углерода. Во 1-х, это вздор, во-вторых, что такое газ — азот, кислород и т. п., в 3-х, отчего он на 40 миль, в 5-х, простолюдин видит всетаки синий свод неба и т. п., и т. п. Это в естественных науках. В исторпческих — вы рассказываете ему, что история России разделяется так-то. Это вздор. Но положим, вы этого не делаете; вы говорите: предки наши Славяне жили там-то и там-то, так-то и так-то. Во 1-х, это вздор — никто не знает, как и где они жили, и во 2-х, ежели бы он знал это, то ему от этого нет никакой пользы и лучше не знать. Попробуем рассказывать из прикладных наук. Многие пробуют, — например, из сельского хозяйства, не догадываясь, что им рассказать нечего, что простолюдин знает в 1000 раз больше каждого составителя. Рассказывают, как питается растение, чего и сами не знают хорошенько — говорить только фразы — вместо: растение растет — оно питается через устьица, и тому подобный вздор; вместо воздуха — азот и кислород (точно это не все равно); рассказывают, как питается, а сами не знают, когда пахать под овес и как соху домой возят. Простолюдин смеется над этой книжкой или читает для процесса чтения, узнать из них что-нибудь новое невозможно. Я не разбираю ни одной книги, но все без исключения книги теоретическия никуда не годятся кроме обертки. О производствах, фабриках руководства всегда непонятны. Все сведения о том, как мужики сами учились по книгам, все эти сведения и благодарность за книги подложныя, — я не могу им верить, как не могу верить, чтобы кто-нибудь выучился