«Ежели бы человек не желал...» Отрывок без заглавия
232233
*IX.
[ОТРЫВОК БЕЗ ЗАГЛАВИЯ.]
1) Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание. Желание есть сила деятельности, но так как причина деятельности бывает двояка, имянно или происходить от желания или от самой деятельности, то и желание двояко: посредственно и непосредственно. Деятельность есть следствие и причина
Я желаю знать правду, желаю знать, что [такое] я, почему я ощущаю впечатления? Но, может быть, нет правды, нет меня, нет впечатлений? Может быть, это все обман? Но для чего я рассуждаю? Для того, что я хочу знать правду, для того, что я желаю не обманываться. Итак я все могу опровергнуть, все исключая того: я желаю: ибо ежели бы я не желал, я бы не опровергал, следовательно, одно только верно, что я желаю; и
Акциома. Что не имеет причины, то независимо.
Акциома. 1) Все, что существует, имеет причину тоже существенную, ежели только причина не будет следствием и следствие не будет причиною.
Рассматривая причину
Из всего этого я заключаю, что все внешнее, равно и мое тело, существует и что причиной моего существования, т. е. желания, есть мир внешний. Так что, ежели бы не существовало мира внешнего, часть которого составляет мое тело, не существовало бы и меня в духовном смысле, т. е. желания. Но так как желание есть одно только духовное, что во мне существует, то дух умирает вместе с телом.
2) Но, рассматривая далее причины желания, я нахожу, что причиною его есть тоже и само желание; следовательно, желание не имеет причины и сверх того само имеет в себе то, к чему оно стремится, т. е. независимость. И так как желание то независимо ни от тела, ни от времени, следовательно, желание независимо, бесконечно, само себя определяющее, само себя удовлетворяющее и бессмертно.
Итак человек состоит из двух различных деятельностей или
Теперь рассмотрим отношение этих двух начал в их сущности и в их проявлениях. Эти способности или должны быть равносильны, или одна из них должна преобладать. Равносильны они не могут быть, потому что одна из них не может быть
Итак человек состоит из двух противоположных деятельностей. Рассмотрим первую, т. е. деятельность необходимую. Начало и причина оной находится, как мы уже видели, во всем существующем, ближайшее же начало находится в самом человеке. Человек посредством телесных чувств ощущает предметы (ощущение не есть деятельность, но есть страдание); ощущения сами собой переходят в деятельность телесную; эта деятельность — самая низшая; 234235и находится во всех животных и [в] большей даже части растений, 2) ощущения переходят тоже и в способность восприимчивости (которую мы называем памятью и
Все то, что называют чувствами или страстями, принадлежит к этой деятельности.
Итак162
162
Здесь пропущен глагол вроде напр.:
мы различаем.
Теперь рассмотрим деятельность свободную.
Воля не ограниченна, сама себе удовлетворяет; она выражается
163
В последнем предложении местоимения
которая, нее
и
она
в рукописи стоят непонятным образом в мужском роде.
Теперь предстоит вопрос, каким образом происходить при посредстве воли переход164
164
В рукописи описка:
переходит.
165
Пропуск, который не легко восполнить. Все предложение, от слов:
принимает воля
носит не вполне сложившийся характер.
я желаю.
Теперь рассмотрим: что же будут эти врожденные понятия человека, интуиция, какъ не понятіе пространства, линіи, точки, размѣра, количества? Существо всего человѣка составляетъ только его неограниченная воля и причина ея, наход[ящаяся] въ ней же, все же остальное, не имѣя въ себѣ своего начала, имѣетъ оное въ постороннемъ, а именно, не въ духовномъ, ибо имѣетъ причины физ[ическія], а въ физич[ескомъ]. Что же мы называемъ интуиціей, есть ничто иное, как необходимое заключеніе, причина которыхъ нахо[дится] въ ощущеніяхъ, причина которымъ находится въ мірѣ, а такъ какъ причины міра мы не видимъ, слѣдовательно, ея нѣтъ.
В начале я сказал, что нахожу во мне началом всего две деятельности; но что же есть Я?... Я есть соединение двух деятельностей; деятельность же есть неудовлетворенное стремление или борьба. Первую нельзя назвать деятельностью, но движением, ибо деятельность предполагает стремление, но здесь мы не видим стремления, а только движение или часть деятельности, но бесконечной. Второе начало я понимаю как неограниченное, но как деятельность не могу
166
В последнем предложении автор вместо:
начало
сперва употребил слово
силу,
и, поправив, забыл согласовать с новым существительным все относящиеся к нему определения, которые так и остались в женском роде. Для ясности мы должны были сделать это за него.