«С тех пор, как я помню свою жизнь…» Отрывок без заглавия
225226
*VІІ.
***
ОТРЫВОК БЕЗ ЗАГЛАВИЯ.
С тех пор, как я помню свою жизнь, я всегда находил в себе какую то силу истины, какое то стремление, которое не удовлетворялось; везде одни противоречия, одна ничтожность.
Чем больше я жил, тем несноснее становилась она для меня.
1 неразобр.
158
Здесь на полях:
Я начинаю историю моего познания с того момента, до которого я шел одинаково с другими. —
Я бросил с самого начала вс ѣ предразсудки, не найдя в них ничего
Не подвинувшись далее этой дорогой, я взял другую: я начал рассматривать предметы, на которые я составлял правила, т. е. вообще все. Я нашел в себе деятельность, причинною которой есть я и не я.159
159
Скептицизм — есть я.
Я познавал
Я не ограничен в
Я из двух частей.
Я одно только духовное.
226227
С тех пор, как я себя помню, я всегда находил в себе какое то стремление, которое не удовлетворялось, но удовлетворение которого я понимал, хотя неясно.
Я сознавал, что я ограничен во всем — и между тем понимал неограниченность, даже находил ее в себе. —
Чтобы согласовать это противоречие, я составлял правила, которыми определялось проявление неограниченного в ограниченном; но при составлении этих правил я должен был испытать сначала зло, чтобы знать, как его избежать. Не найдя этим способом удовлетворения, я понял, что стремление, которое я находил в себе, происходило от соединения ограниченного с неограниченным — и так как я есмь неограниченное, то надо было знать, каким образом я—(неограниченное) должен согласоваться с ограниченным и чтобы знать это, надо было знать, что есть неограниченное и что ограниченное.160
160
На полях к тексту этого отрывка автор дал нечто вроде его конспекта, в таком виде:
Я излагаю историю своего познания с т ѣ х пор, до которых ход этот был слишком прост и одинаков у вс ѣ х.
Стремление, которое я находил в себ
которы
которые
я не понимал иначе, как в проявлении; в проявлении же оно не
удовлетворял
удовлетворяло
.
ѣ, было стремление к благосостоянию или к счастью,Ограниченность не есть понятие, но сознание: понимаю ограниченность и неограниченность, но я есть ограниченность и неограниченность. —
Не найдя удовлетворительными многия из правил существующих, я отвергнул их всец
ѣло и принимал только тогда правильным, когда сам составлял его с тѣми. —Д
ѣятельность не есть понятие, но сознание. —Причина этого есть д
ѣятельность есть противорѣчие, потому что ежели бы не было одного из этих двух начал, я не могу себѣпредставить и дѣятельности. —Из этого заключения выходит, что ежели бы не было ограниченности, то не было бы и д
д
довательно
первое сознание есть сознание ограниченности.
ѣятельности, слѣЯ отвергнул все, т. е. все понятия, которые я прежде принимал за верные, и начал искать такое начало, которое бы было ясно для меня непосредственно, т. е. которое бы не проистекало из другого понятия. — Стало быть, чем посредственнее было понятие, тем темнее оно было для меня, н. п. понятие дерево темнее для меня, чем понятие ощущения запаха или вида этого дерева.
Я имел два понятия, не требующия никаких доказательств и которые не могут быть заменены ничем другим, столь же безусловным. Понятия эти я выразил так: я ограничен и я деятелен; имея эти положительные понятия в различных степенях, я могу себе представить бесконечно малую степень обоих этих поиятий, которую мы называем отрицательным, т. е.
227228
Соединяя эти понятия, я получу 4 составные понятия 1)