ВАРИАНТЫ ИЗ РУКОПИСЕЙ «ЗАПИСОК МАРКЕРА».
* № 1 (I ред.).
177 Абзац редактора. а все знай шары вынимаешь: 9 и ничего, 12 и 3, 24 и 3. — Привычка: другой раз насилу ноги передвигаешь, в голове как молотом стучит, а все считаешь. Ошибись только, особенно коли антересная партия идет, так того и гляди, морду разобьют. — Уж пуще всего меня адъютант большой донимают: играют до 2 часов, с князем с этим, денег в лузу не кладут, и уж знаю, что ни у того, ни у другого нет ни гроша, а все фарсят: «Идет угол от 25?» — «Идет». Все ведь только для тону, а ты зевни только или не скоро шара поставь, так тоже наровит в морду заехать. — Только вот я себе с машинкой круг бильярда похаживаю, гляжу новый барин какой то пришел и сел себе на диванчик.
* № 2 (I ред).
Уж я посмотрел, как раз они подле бильярдной комнату взяли да туда мамзель привезли — Эстерва, так звали ее. Ведь что же это за Эстерва была, прямо что Эстерва! Худая, носастая, пьяная. И что только в ней господа находили. Ведь через неё сколько прошло: Тулупов, Б. Овчинников,
* № 3 (I ред.).
Так тут бильярд и загадил. Уж на другой день за сукно 80 р. заплатил. — Так вот с этого раза и стал он мамзелями заниматься. И Эстерву с
* № 4 (I ред.).
Бог дал мне имя.179
богатство, молодость, ум.
Я не могу гордиться своим именем, которое носили прежде люди стоявшие высоко в мнении всех благородных людей; я затаскал его по трактирам и дурным домам. Ведь нет возможности заставить забыть Петрушку, что я играл с ним на деньги, просил его играть, когда у меня уж небыло денег, и что остался ему должен. Ватяков никогда не
Бог дал мне богатство, вверил мне
Бог дал мне теплуюдушу, полную благородных чувств.
Набеленая толстая Эсмеральда имела цвет моей невинности. Уже я с трудом нахожу в своей душе благородное чувство. У меня есть сестра, братья, тетка, и все любят со мной180
В подлиннике: меня
видаться иногда. Вспоминал я раз в два года о их
Бог дал мне ум. Я сказал несколько остроумных слов, заставивших смеяться Эстерка, а
Боже мой, и отчего я убиваю себя? Я не сделал преступления, я не обезчещен. Но ежели бы что-нибудь тяжелое лежало на моей душе, мне было бы легче. Было бы величие в моем отчаянии и поступке. Но я опутан грязной сетью, из которой я не могу выпутаться и к которой не могу привыкнуть. Хуже то, что я знаю, я все буду падать, я испытал это. Ежели бы я был тайной преступник, раскаяние искупило бы меня, ежели бы я был явной преступник, наказание искупило бы его. Ежели бы я был несчастен, я бы мог роптать.183
Не зачеркнуто по ошибке: Ежели бы я был
Ежели бы я был обезчещен, я бы мог восстановить свою честь, или подняться выше понятия светской чести и презирать. Но я опутан, я падаю и чувствую свое падение. И нет мне спасения. Моральные страдания, которые я испытываю, хуже всего, что может вообразить человек. Ежели я стараюсь забыться, то после забытья раскаяние еще сильнее и жезче; ежели я стараюсь опомниться, то я чувствую кроме раскаяния невыносимый страх оставаться с собой наедине
И что погубило меня? Была ли во мне какая-нибудь страсть,
Я думал, что близость смерти освежает, возвышает душу; 1/4 часа меня не будет, и ничего, я также вижу, также слышу, также думаю. Та же странная непоследовательность, шаткость и легкость в мыслях, которая так противоположна тому единству ясности,
Я слыхал и читал, что самоубийцы со страхом ожидают решительной минуты. Я — напротив: я хладнокровно обдумываю, боюсь только ошибиться: не найти в будущей жизни того, что я ожидаю. Но лучшее, что я могу ожидать, это чтобы за гробом не было меня, чтобы я мог убить свою душу.
* № 5 (II ред.).
Мне сказали, что смешно жить монахом, я отдал цвет своей души — невинность — развратной женщине. Я целовал ее и её руки. Меня оскорбили, я вызвал на дуэль. Мне сказали, что у меня нет совести, что я хочу красть, но это не стоило того, чтобы сердиться. Человек, который сказал мне это, сам был подлец; стало-быть это ничего, тем более, что он сказал мне: виноват. — Мне мало было этого: — я думал, что я вполне удовлетворил требованиям благородства, что это забудется. (Как будто унижение, подлость, зло забывается когда-нибудь. Ежели бы умерла та продажная женщина, которую я целовал, люди, которые оскорбили меня и видели мое унижение, — я часто желал этого — разве
Я дошел до того, что маркер оскорбил меня, и я унижался перед ним. Тогда только я опомнился на минуту и увидал возможность другой жизни, исход из грязной ямы, в которой я жил и искал счастья. —
Меня не остановила гибель лучшего чувства души, любви, которую я растратил на развратную женщину, а грубость маркера. Доказательство, что нет уж во мне ничего благородного, остались подлость, тщеславие. ―
* № 6 (II ред.).
Мне остается пять минут до смерти, и вопросы о том, будет ли жизнь за гробом или нет и — сыграть ли мне еще партию с Петрушкой? — с одинаковою силою представляются моему уму... Непостижимое, неестественное создание — человек!.............
Кто сказал, что самоубийство неестественный и противозаконный поступок? Сознание моей погибели и моральные страдания, все равно, только дольше, убили бы меня. Отчего же не дурно убить себя моральными страданиями, а дурно убить пулей? Разве не все равно, и разве не могли моральные страдания дойдти до такой степени, что я не мог не убить себя.
Во всяком страдании есть моменты облегчения; тут я никогда не терял сознания своей погибели. — Я страдаю безъостановочно, невыносимо. Ежели бы душа могла без посредства тела уничтожить себя, я давно не существовал бы уже.
Я не чувствую ни малейшего страха смерти, я боюсь только ошибиться, боюсь найти будущую жизнь с воспоминаниями и раскаянием. — Ежели бы я знал, что вместе с телом, я убиваю совсем, навсегда свою душу, рука бы моя не дрогнула. —
* № 7.
Когда я опомнился после тяжелой минуты унижения, я пробовал опять ездить в свет, куда меня принимали еще. И никогда не забуду тяжелого и вместе отрадного впечатления, которое произвел на меня его ошибочный взгляд на мое положение. Княгиня Ртищева сказала мне: тебя надо представить Графине В..... ты непременно будешь от нее без ума. И, надеюсь, она будет этому очень рада иметь лишнего угодника такого как ты, a ведь ничто так не формирует молодёжь... Князь Воротынцов спросил у меня, как вещь самую обыкновенную, хочу ли я быть представленным ко двору? — Они верно не могли вообразить, что человек, с которым они говорили, существо уже сошедшее до последних
Я пробовал перечитывать то, что прежде давало какое-то сотрясение моей душе и вызывало благородные мысли; я только плакал над самим собой, над воспоминанием о всем том, что я потерял. — Я пробовал распределение дня, как делывал в старину; но ничто не занимало меня, и определения воли, основанные на воспоминаниях, а не на наклонностях, были бессильны. — Я пробовал снова вести франклиновский журнал пороков и каждый вечер рассматривать свои поступки и объяснять себе причины тех, которые были дурны. «Тщеславие, лен, тщеславие».