*VIII.
О ЦЕЛИ ФИЛОССОФІИ.

а)

Человек стремится, т. е. человек деятелен. — Куда направлена эта деятельность? Каким образом сделать эту деятельно деятельность свободною? — есть цель филоссофии в истинном значении. Другими словами, филоссофия есть наука жизни.

Чтобы точнее определить самую науку, определит определить надо стремление, которое дает на нам понятие о ней. —

Стремленіе, которое находится во всемъ существующемъ и въ человѣкѣ, есть сознаніе жизни и стремленіе къ сохраненію и усиленію ея. —

Под усилением жизни я понимаю стремление человек человека иметь больше впечатлений или что называем счастием, благосостоянием. — Чтобы удовлетворить этому стремлению к счастию человек не должен стараться искать счастие в внешнем мире, т. е. искать его в случайных приятных впечатлениях внешнего мира, но в образовании себя, так чтобы всякое впечатление действовало на меня так, как я хочу. — В противном случае человек будет похож на безумного, который хочет надвинуть на себя дом, вмест вместо того [чтобы] взойти в него. — И так цель филоссофии есть показать, каким образом человек должен образовать себя — Но человек не один; он живет в обществе, следователь следовательно филоссофия должна определить отношения человека к другим людям. — Ежели бы каждый стремился к своему благу, ища его вне себя, интересы частных лиц могли бы встречаться и отсюда беспорядок. Но ежели каждый человек будет стремиться к своему собственному усовершенствованию, то порядок никак не может нарушаться, ибо всякой будет делать для другого то, что он желает, чтобы другой делал для него. —

Для познания филоссофии, т. е. знания, каким образом направлять естественное стремление к благосостоянию, вложенное в каждого человека, надобно образовать и постигнуть; ту способность, которой человек может ограничивать стремление естественное, т. е. волю, потом все способности человека к достижению блага. — (Психология.)

Метода же для познания спекулативной филоссофии состоит в изучении психологии и законов природы, в развитии умственных способностей (Математ.), в упражнениях для легкости выражения мыслей, имянно в определениях. —

Метода же к изучению практической филоссофии состоит в анализе всех вопросов, встречающихся в частной жизни, в точном исполнении: правил морали, в последовании законов природы. —

b) Определение определения.

Определение понятия есть: заменение определенного понятия простейшими понятиями, из которых оно состоит. Действие это называется анализом. — Посредством анализа какого бы то ни было понятия можно дойти от самого сложного до самого отвлеченного, т. е. до такого, которое определено быть не может. — Этого рода понятие называется сознанием. Что же есть сознание? сознание есть понятие самого себя — другими словами — я.

с) О рассуждениях касательно будущей жизни.

Все, что существует, не может перестать существовать без достаточной для этого причины и все, что не существовало, не может начать сущест существовать без причины. Душа существует, следовательно перестать существ существовать она не может без причины, но что же составляет существо души?

Сознание Я... — Что есть сознание? Представление Я существующим в различных степенях деятельности или движе движения .

Какая же способность представляет Я сущ существующим в разл различных степ степенях движ движения ? Память. Мы видим, что память зависит совершенно от тела, так что повреждение в одной части человека уничтожает эту способность, следовательно смерть должна совершенно ее уничтожить. И так [остается] только одно сознание я, [с] которым является человек на этот [свет]. Что же касается до Гипотез на счет ближайшего опреде определения будущей жизни, эти гипотезы всегда останутся бредом. —

d) Метода.

Цель филоссофии говорит, что единственное стремление человека должно быть к образованию самого себя. — Для того; же чтобы образовать себя, нужно во первых знать, что есть я, — и какое образование настоящее, для этого нужно иметь методу, имянно: 1) телесные потребности все подчинять воле, 2) способность воспроизведения подчинять воле и развивать по следующим правилам: помнить всякую мысль, которую находишь хорошею целую неделю и потом записывать ее, и каждый вечер все мысл мысли повторять. — Упражнения: изучать Математику. — 3) рассудок или способность заключения подчинять воле и развивать последующим правилам. 1) Определять всякое понятие, т. е. на место одного тесного понятия вставлять два обширнейших и означающих тоже, потом определять эти оба понятия, наконец доходить до понятий таких, которые не могут иметь определений, но который мы сознаем, потому что они суть не что иное, как необходим необходимые признаки самого я. — 2) Каким образом ни приобретать новые мысли, всегда следить за ходом мыслей и замечать, сколько и какие есть способы мышления. — Упражнения — Математика и спор.

При всем том не выпускать из виду истинной цели филоссофии и заниматься познанием только тех истин, которые для этой цели необходимы, не пропуская ни одной мысли, в истине кот которой убежден, так что можешь передать ее словами. 4) способность воли; развитие будет состоять в привычке властвов властвовать надо всеми способностями и в деятельно деятельности . —

Под понятием методы филоссофии вообще должно подразумевать тоже и способ выражения мыслей. Правила для этого будут следующия. 1) до тех пор не писать на бумагу предложения, пока не найдешь его вполне в самом себе в отношении предыдущего и последующего.

Упражнения: определения и стихи.

е)

Найдя две основные части или начала в чем нибудь, я заключаю, что во всем есть два основные начала, которые я понимаю потому, что они совершенно противоположны, но ежели бы они соединились, то следствием был бы ноль. Понятие отрицания же происходит от того, что каждое из этих начал бесконечно различно действует, — т. е. имеет бесконеч бесконечное колич количество степеней, следоват следовательно я могу представить бескон бесконечно малую степень движения, которое и есть отрицание; в сущности же бесконечно малое движение обеих начал может быть только в соединении (неограниченная недеятельн недеятельность ).

Не найдя еще рационально истин истины , мы можем ее предчувствовать, поэтому я и хочу определить правила жизни. — Они разделены могут быть на две части: на телесные и умствен умственные , двигателем же обоих есть воля. — 1) есть, пить, спать,161 161 Следует слово в три буквы.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.