*XIII.
О МОЛИТВЕ.

Только люди пожилые, семейные и не имеющие постоянных отношений с светской молодежью нынешнего века, могут не знать, что большая часть этой молодёжи ни во что не верит, и удивиться, что я разделяю ее на разряды; но исключая этих почтенных особ, все согласятся со мной, что неверие глубоко пустило свои корни в современное молодое поколение высшего круга и так распространилось, что страшно подумать о участи, которая предстоит нашему отечеству; ежели справедливо — что в ходе образования высший класс ведет за собою низшие. —

Есть три основания неверия: умствование, тщеславие и слабость; согласно с этим разделением существует и три разряда неверующих — умствователи, тщеславные и слабые. — К первому разряду принадлежат люди, одаренные сильным умом и большою энергиею. Они чувствуют такую непреодолимую потребность подводить все под неумолимые законы рассудка, что не могут не опровергнуть законов религии, основанных на вере и откровении. — Зачем дана им возможность мыслию опровергать эти законы? Зачем должны они пройдти через мучительное состояние сомнения и неизвестности? Это — вопросы, на которые не дано отвечать человеку. — Все, что может он сказать, это то, что они менее виновны, чем несчастны — они невольно, более чем невольно — с ужасом видят, как разрушается то, что было их опорой; но неведомая, непреодолимая сила влечет их к разрушению. — Этого разряда неверующие существовали всегда и везде; и, большей частью под старость, когда с годами уменьшается энергия и потребность к размышлению, они с раскаянием возвращаются к религии. — К третьему разряду принадлежат все те, которые по слабости ума и воли и из подражания покорствую покорствуют перед мнением большинства, перестают исполнять догматы Християнской религии и наконец совершенно верить в нее. — Число неверующих; всех разрядов так велико, [что] они составляют большинство в кругу молодёжи. — Где устоять молодому мальчику против общественного мнения — он боится в душе, чувствует, что делает дурно — он и рад бы перекреститься, но на него смотрят, ему угрожает ближайшая опасность — опасность, которая сильнее всего действует на молодую душу — насмешка, дурное мнение людей, которых он выбрал своими образцами, с которыми он не может не быть в беспрестанных сношениях. —

Вся вина этих людей состоит в молодости, слабости и тщеславии. — Брось их судьба в круг людей добродетельных, они были бы добродетельны — они попали в круг неверующих и стали такими же. —

Ко второму разряду принадлежат те, которые, завлеченные умствованиями и философскими теориями (которые романы сделали доступными для всех) променяли Християнския верования, внушенные им с детства, на пантеистическия идеи, замысловатые предположения остроумных писателей или собственного изобретения. — Каждый из них составляет свою особую религию, не имеющую ни последовательности, ни основания, но сообразную с своими страстями и слабостями. Они верят тому, что им нравится, отвергают то, что тяжело для них, жертвуют прежними верованиями, для того чтобы потешить свое мелочное самолюбие, — блеснуть перед другими и перед собой поэтической или остроумной выдумкой и на развалинах религии построить храм своему тщеславию и слабостям. — Смотря по большей или меньшей гибкости и способ.....

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.