ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ 1877—1880

[Л. 1.] Пословица.

Без отца матери вырастет, а без божьей милости не вырастет.

1713. Дарья Веденикт Ведениктовна

крест.

Серафим Саровский

Разве в него влезешь

[Л. 2.] Стала отложено тело. Стала душа отряхать с себя бренную плоть. Вылуплялась душа из тела.

[Л. 3.] В Городне, в Ясной. —

Самые бедные — дожили в избе дотла. Им и переселяться. — Анисимов Я. П., Герасим Герасимов Ефим Гор Гордеевич . Петр Тихонов [1 неразобр]

Ефрем. Оптина. Тихон под Калугой, Пафнутий ( Боровск Боровский ). Саввы. Звенигород. Нов Новый Иер Иерусалим . Харьков. Сергию. Чернигов.

[Л. 4.] Божеств Божественность учения — в учении, а не в том, что оно от бога.

Данила Игу Игумен , мона монах Трифон. Кор. обал212 Листок оборван.

[Л. 5.] Я даже увидал, ч что все мы больные в исключительн исключительных условиях вне труда. —

[Л. 6.] 10 июля. Мужик молодой. Лето на работе не спит[?] Меня силой [2 неразобр.] От без безделья озорничает, сам не знает.

В остроге огни [7 неразобр.]. Баба идет домой: у меня за любовь миленькой. Сгребла. Пастух ходит по дворам, подпасок, баба из двора.

Рази и побывать еще

Без руки. Попал в молотилку.

1877—1880

Разделение труда потому ложное начало, что человек лишается возможности, делая зло, покаяться. При разделении же труда один человек всю жизнь молится, другой всю жизнь тешит дьявола — плясун, песенник, блудильницы, содержатель.

Ночь. Раст Растается сел и едет по жел железной дороге — газ — говор — табак — вино — она — стонет млеет и ужасается — одна в молодом лесу, в лугу, роса, луна.

Он, как докучную муху отгоняет воспоминания и призывает.

Баба от печи — красная рожа.

Странник желает умереть в Киеве. Настроено больниц.

[Л. 7.] Темы — свое кое-что.213 Написано над зачеркнутым: кое-какие Рылянин толстомордый, пьяный, самоуверенный похабник.

Монахи: 1) Солдат черниговский — высокий блондин, статный, кроткий, 2) солдат коротыш, силач, херсонский, кудряш, 3) солдат калужск калужский — черный, задумчивый. Ходил в Черногорию. 4) Вотяк постник, кроток, тихий, прочный огонь.

25 июня. Покос. В самый жар в обед свиданье в лесу. Покос. —

Голубок пестрый спустился пить в луже. Узник из ок окна глядит.

Убирают сено: мечут стог там увязывают воз. Прямые ворот ворота . Штаны навыпуск, жилет жилетка — неумело, но весело распутно. Дождик. Пережидаю Пережидают в сарае. Мужик пощелкивает языком. Денечка на два покоса не управились.

214 Одно слово (может быть, дата) стерто. Кого А есть ли охота осудит215 Далее стерто несколько слов.

1) нельзя ли216 Далее стерлось девять с половиной строк.

Сидят все в каморе и судьи, слышно как перо подрагивает по лист листу

1) Жена: а) нечестно — брюх брюхатая , b) не...217 Одно слово стерлось. любовь потер потеряна , с) жалко; 2) сты стыдно а) перед же женой , перед д детьми п перед л людьми ; 3)... ность,218 Начало слова стерлось. а) фрянка, b) муж, отец, с) погряз в пороке.

[Л. 8.] Что-то странное: я ищу успокоение своей душе, а мне говорят: вот успокоение др других душ. Я ищу отношен отношение мое к б[огу], мне говорят: вот наше отношение к б[огу], и ты должен принять его. Я ищу той жизни, дел, к которые меня бы удовлетворили, а мне говорят: вот дела, к которые нас удовлетворяют. Я нахожу то отношение к б[огу], то успокоение, те дела, к которые удовлетворяют меня и к которые я нахожу в др[угих], мне говорят: нет, ты должен так выразить это отношение, как мы. Те выражали как мы. (И правда, они — те выражали, но, пожал пожалуй , почему и я — п потому ч что спорить грех, но не могли соглашаться.) Да кто же эти они? Жрецы — слуги дьявола.

Мало того, я читаю Ев Евангелие , я понимаю всё. Всё ясно, я со всем согласен. Нет. Не смей понимать по-своему. Я сердцем чувствую и не хочу формулировать. Они говорят: формулируй, как мы. Да идите вы к отцу своему дьяволу. Вы хулители на св[ятого [ дух духа .

[Л. 9.] Вера есть знание жизни — как жить?

Веры все знают. Не суеверие. Они знают, что хотят. Всякий ученый о мире наде надеется знать.

Веры все знают — хо ходить свечи ставить. Стало быть, и [1 неразобр.] знает. Что же[?] Иверская. Причастие. Хоть отталкивает, но знаю, что зачем. —

Хочу даже допустить поста поставить свечи, потому что чутье, воспоминание и на наука говорят, что правда любовь, униж унижение и т. д. Нет, анафема и эвхар эвхаристия .

Так постойте, посмотрите.

Учен Учение богословия — не за что ухватиться.

Ученые исследователи любят говорить о себе [несколько слов стерлось], п потому веры выйти не может. Остается взять в истор истории Нов Нового Зав Завета . —

Как не верить, что должно что-нибудь выдти из того, что делаешь.

[Л. 10.] И я вспомнил, ч что и я верил в ж........ да.219 Два слова стерлись. Но ее нет давно. Посмотрим, не ошибся ли я [2 неразобр.]. Может б быть я не вник, не так понял ее. — Разум без веры привел меня к отрицанию всего и разума: ибо если разум только и есть, то он и должен объяснить. Но деваться некуда. Меня тянут, привлекают верующие. Признаюсь, я стал делать, что они. Но не мог не истинное делать. Фарисейство. Требования стали [4 не разобр.] и что ж? Чудо [1 неразобр.]. Чудо.220 Далее две строки стерлись.

Что будет: как зерно горчичное — кажется ничто, а только не судите, не221 делайте благодетельствуйте, спасайте только душу.

Заповедь малейшая: любит любите друг друга.

И кто эту (малейшую) кратчайшую заповедь соблюдет и исполнит, тот в ц царстве б божием . А кто одну малую не исполнит...

В ней всё: люби бога и ближн ближнего .

Я пришел не нарушить, но исполнить,

18. Ибо уверяю вас, как земля не прейдет, так не прейдет ничто, если исполнит мою малую запов заповедь .

[Л. 11.] Молитва.

1) Вопр Вопрос . Зачем молиться? Б Бог не может исполнить противное его закону.

2) Вопр Вопрос . Я прошу, как же б бог не исполняет моей молитвы?

Отв Ответ 1) и 2). Б Бог сотворил так мир, что всё возможно. А если тебе кажется, что б бог не исполняет, то это по времени. А для б бога времени нет. Он исполнит, но тебе только кажется, что не скоро, или нет, п потому ч что для тебя всё представляется во времени. А всё благое для тебя он исполнит. Зло же он не хочет исполнить никогда.

Фарар.

[Л. 12.] 1) <Как невод, кого зацепит.

Как семя горчишное. Мало, но

2) Как закваска. Основа всего.

6)222 3). Как горчишное с семя увеличит увеличится .

5)223 4). И не заметишь как.

6224 5). И оно дорого, как жемчужина. Всё продал.

4) И его не видать, но надо верить.

7) И всё выбрасывали, чтоб его принять:

8) Притча о хозяине, стерег стерегущем дом, о слугах, жд ждущих хозяина, о управителе. Надо готовиться жизнью для принятия царства.

9) О смоковнице. Можно подождать, но срубить тоже>.

10) Притча. Зав. на брак. Л. 20. 1—19. Л. 24. Надо слушать не пренебрать пренебрегать — тоже.

11) а) О винограднике и плате.

б) о погибшей драхме, овце, блудном сыне. Справедливости нет у б бога , а есть любовь. Всем равно.

<12) Пр Притча о господине отъезжающем. Бог оставил мир с сыном человеческ человеческим и дал каждому таланты. Л. 19, 11—28.

13) Пр Притча о слугах и убитом сыне. Бог распределяет. К притче о плевелах.

14) Притча о девах: готовиться делами к принятию сына.

15) Ветвь виноград виноградная . Плевелы. Иоан. 13.

16) Притча о раздел разделении добр добрых от злых по милосердию.

Главный признак ц царства б божия — любовь и милосерд милосердие . Л. 21, 5—38>.

<Совет фарисею. Две заповеди. К проповеди.

Обличение фарис фарисеев . Л. 20, 20—47. К облич [ению].

Жертва вдовы. Милостыней — заслугу только личную. Л. 21, 1—4.

Разрушен Разрушение храм храма . К облич [ению].

Притча о девах. Готовит [ься] к спасению.

Пр Притча о талантах. Б Бог распред [еляет?] ц [арство] б [ожие].

Пр Притча о раздел разделении добр добрых от злых за то, что жалели. (к проповеди плачущие). Л. 21, 5—38.

Ветвь винограда. Иоа[н.] 13. Плевелы.>

Для чего воскресение, как чудо и подтверждение, когда всё учение установило перманентное чудо существования божестве божественного начала — абсолютного на земле в человеке?

[Л. 13.] Христианск Христианское правительст правительство = теплый лед. —

Филарет — о государстве. Что госуд государство ? Или Хр Христос не догадался сказать о нем.

Добро оно или зло, б бог или дьяв дьявол .

Соф Софья Андр Андреевна говорит: Ну как же церкви не нужно. В чем же будет вера? Как молиться мужикам?

Признаки — догматы веры? Догматы веры Христ Христовой известны, но никто им не следует — их затирают, выставляя догматы веры тревожной с богородицами и святыми.

Догматы веры Христа.

Отриц [ательные] (как 2-я заповедь) —

1) Внешнего богопочитания нет — это фарисейство. Тексты. Храм уничтожить. Поклоняться др друг др другу и делом.

2) Постов, лишений — очищений,225 исключений удаления от людей — нет.

3) Учителей нет.

Полож Положительные

1) Не убий, не противься злу, подставь щеку — значит: не воюй, не ограждай себя, не отмщай.

2) Не суди, не наказывай226 Зач: не учи — прощай 70 X 70.

3) Не отказывай просящему, не собирай именья.

4) Не думай о завтрашнем дне, если дума эта может помешать делу нынешнего дня.

[Л. 14.] 5) Не величайся. Унижайся: мой нож, чисти нужники.

6) Не прелюбодействуй. Не смотри на чужих жен и на зрелища и не устрояй этих зрелищ.

7) Твори милостыню тайно.

8) Никого не ненавидь. Всех люби или хоть жалей.

9) Только о своей душе помни.

Стундисты, молоканы? Да, но у них Ветхий Завет, требожие, послания. Но они ближе всех к Хр Христу .

Бога никто же не видел — однородный сын во мне и во всех явил. Этого-то явленного в человеке бога одного надо чтить (в духе и делами). На самом деле это надо хорошенько помнить, то, что только один этот вид б бога явлен и этот один мы можем чтить. Всякое другое богопочитание как бы не спутало нас.

Стал объяснять ответы.

1) В науке двояко получается: Разум.227 Написано над зачеркнутым: Но где-то есть ответ. Только они глупы. Сам с собою но чувству.

2) Ищу бога. То не согласен разумом, то нет его.

3) Опытом вижу, живут ответами — наблюдаю, сливаюсь.

[Л. 15.] 1) Пришел показать сына божия. Что есть бог и сын. В н начале б было сл слово .

2) Он проповедовал ц царство б божие и перемену [1 неразобр.] духа для того, ч чтобы войти в н него .

3) В чем перемена внутренняя. Никодим. Силою берется.

4) В чем перемена внешняя. Проповедь на горе. Жизнь настоя настоящая вне пространства.

5) Что же такое ц царство н небесное . Оно не храм, не пост — ничто из отношения к людям. Обличен Обличение фарисеев. И нет середины.

6) Оно духовное. Самарянка. Я творю волю отца. Притчи. Пища.

7) Как оно придет. Как молния внутри вас. Притчи.

8) Что от него будет? Не зло. Как птицы н небесные .

9) Вечная жизнь. Единение меня накормит и любовь, и будет легко бремя.

10) Если и это неясно, то вот вам моя жизнь: а) пост; б) некуда голен голени прекло преклонить , в) бросил семью, г) обличал и помогал, д) пострадал и е) и тем показал, что ваш порядок жизни — космос — зло.

[Л. 16.] Бог не мог сотворить людей такими, чтобы они грызлись и были несчастны, сознавая свое несчастье.

Он сотворил их такими, что им приятнее всего любить друг друга, и, зная это, они были бы счастливы.

Они знали это, но забыли. Христос напомнил им это.

Денисова — волость. Тульск.

Митюшина. Фицеровы.

Не дают билетов. Землю отняли.

1879—1880

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.