*X.
ОТРЫВОК ОБ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ.

витіе никакъ по нашимъ нынѣшнимъ понятіям не можетъ быть отнесено къ частному праву; ибо черезъ это правильная точка воззрѣнія, съ которой должна быть разсматриваема вся система права, совершенно потеряется. — При этомъ не надо забывать того, что уголовное право въ Римской системѣ права большей частью, и въ древнемъ Германскомъ правѣ съ нѣкоторыми исключеніями, принадлежитъ совершенно къ частному праву и что нынѣшнее помѣщеніе права есть произведеніе нашей исторіи и нашихъ отношеній, но не просто и при всѣхъ условіяхъ необходимое. Хотя частное право отдѣляется отъ уголовнаго, однако оба соприкасаются въ томъ отношении, что обиженной, независимо отъ уголовнаго права, которое правительство опредѣляетъ, имѣетъ право требовать возстановленія нанесеннаго ему вреда, что и рѣшаютъ суды, которыхъ обязанность есть собственно наложеніе наказанія. Въ тѣсной связи съ уголовнымъ правомъ находятся: уголовное судопроизводство, уголовная политика и уголовная полиція. Первая изъ этихъ наукъ обнимаетъ нормы, по которымъ опредѣляется примѣненіе положеній о наказаніяхъ, и образъ дѣйствій, который нужно при томъ замѣтить, и по этому самому должна быть отличаема отъ агрегатовъ этихъ положеній о наказаніяхъ, хотя она съ этими послѣдними стоитъ ближе, чѣмъ съ гражданскимъ судопроизводствомъ. — Уголовная политика, которая только въ новѣйшія времена получила особенное названіе и самостоятельное мѣсто въ ряду юридических наукъ, сдѣлалась совершенно необходимою, когда начали думать о сочиненіи новыхъ въ отношеніи содержанія уголовныхъ законныхъ книгъ. — Она занимается тѣмъ, чтобы выказать политическую сторону уголовнаго права и задача ея есть слѣдующая: показать, какимъ образомъ польза г[осударст]ва и потребности справедливости могутъ быть соединены въ положительномъ правѣ какого нибудь г[осударст]ва. Уголовная полиція есть, наконецъ, та часть полиціи, которая даетъ намъ наиудобнѣйшіе; способы предупреждать преступления. Во всеобщем изложении уголовного права связаны все отрасли этой науки между собою. Кроме того новейшие писатели сделали изобретение новой науки — уголовного законодательства. Ежели бы эта наука не совпадала с уголовной политикой и уголовн уголовным правом, то она была бы учением о целесообразнейшем изложении и о лучших, понятнейших и кратчайших выражениях уголовных законов, так как эти суть необходимые условия всякого улучшения равно при издании новых, как и при пересмотрении старых уголовных законов.

Разделение уголовного права.

Одно из важнейших и богатейших следствий разделения этой науки есть разделение на положительное и филоссофское (всеобщее, тоже естественное). — Это разделение принято почти всеми и некоторыми так резко, что даже они обозначают каждую из этих частей особенным именем, а именно: так называемое уголовное естественное право они называют Strafrechts Wissenschaft, а положительное — Strafgesetz Kunde. Мы не станем спорить о содержании естественного уголовного права при несказанном множестве значений этого слова и при большой разности мнений тех, которые оное принимают; да и вопрос о существовании или не существовании оного совпадает с исследованиями о высших филоссофских началах уголовного права. Но по причине многих ошибок, которые нераздельны с этим разделением, нужно здесь заметить следующее. Филоссофия не может быть рассматриваема, как источник, которым может пользоваться судья в практическом уголовном праве, еще менее возможно из одного рассудка, абстрактно от всех положительных и исторических данных, и выводами из a priori найденного основного положения составить систему практического законодательства. — Чрезвычайная важная и опасная ошибка, которая повела к самым губительным следствиям, есть: эти чисто субъективные системы или просто вносить в положительное законодательство и стараться дать им вид источника, или делать притязания на положительное право, применяя оное по этим так называемым филоссофским (между собою столь различным) системам уголовного права. В новейшее время поэтому укоренилось понятие, что таковое положительному противоположное право, из разума выведенное или, как его называли, a priori найденное наукообразно, совершенно не есть действительность и только в том отношении имеет значение, что это есть ошибка, причина которой находится в тогдашнем времени. Филоссофия права имеет задачею узнавать и постигать разумное в своем проявлении, т. е. субъективный разум человека соединить с объективно; разумнымъ; и поэтому филоссофія права не только не можетъ отдѣлиться отъ историческихъ началъ, но напротивъ они то и составляютъ ея необходимой субстратъ и матерію, которой она должна заниматься и филоссофски расположить. — И такъ, ежели филоссофскія занятія, особенно уголовнымъ правомъ, хотятъ называть филоссофское уголовное право, то противъ названія столько же можно сказать, сколько и противъ самой вещи. Только должно бы было уничтожить совершенно многозначущее и такъ часто дурно понятое выраженіе естественнаго права, ибо историческое право въ извѣстномъ значеніи есть тоже естественное. Другое, происшедшее отъ источниковъ уголовнаго права, раздѣленіе есть на общее Германское и особенное (отдѣльныхъ Германскихъ государствъ) уголовное право. При этомъ намъ представляется вопросъ: существуетъ ли еще общее Германское уголовное право послѣ раздробленія (1806) Германск[аго] государства и послѣ того, какъ въ большей части новыхъ Германскихъ государствъ образовались отдѣльныя уголовныя законодательства, обнимающія все уголовное право или части онаго. На этотъ вопросъ вѣрнѣе всего можно отвѣтить, различивъ различныя значенія названія общего права. Ибо, когда государственная власть прекратилась, не могутъ существовать тоже никакіе связывающіе государственные законы. Но ежели эти законы дѣйствуютъ въ отдѣльныхъ государствахъ, въ которыхь удержались древніе источники, то эти послѣдніе могутъ, продолжая дѣйствовать, быть разсматриваемы, какъ общее право. —

Но так как при настоящем положении уголовного законодательства в Германии каждое отдельное государство с некоторыми исключениями имеет свое собственное уголовное законодательство или в скором времени его получит, то общее право существует только в том отношении, когда под этим понимают общее историческое основание и недавно прошедшее древнее положение, из которого образовались частные законодательства, которые во многом сходятся и всеобщия основные положения большей частью повторяют. Разделение права на писанное и неписанное зависит тоже от источников и от прежде бывшего разделения уголовного права на jus poenale, publicum et privatum167 167 [право уголовное, общественное и частное] Первая; отнюдь не есть только филоссофское уголовное право, но она содержит и положительное, вообще ко всем преступлениям и наказаниям относящееся учение; последняя же обнимает учение о об отдельных преступлениях, т. е. о их содержании, наказании и прочих особенностях.

Эти разделения равно неизвестны как Римским источникам права, так и С. С. С.168 168 Может быть, надо читать: C. I. C. т. е. Constitution Criminalis Carolina [Корпус законов гражданского права.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.