[ЗАПИСНАЯ КНИЖКА № 7, 1868—1879 гг.]

Первая книга для чтения

и

Азбука

для семьи и школы с наставлением208 преподава преподавателю учителю

Графа Л. Н. Толстого

1868 года.

209 первая ступень 1) Знание букв.

2) Уменье откидывать ненужную е в согласных и складывать на слух.

3) Складывать буквы прочтенные.

4) Соединять два склада. Запомнить первый и, прочтя 2-й, повторить 1-й и присоединить к нему второй.

Эта снаровка при маленьких детях 5 лет дается труднее всех других. Обыкновенно ребенок, увлекаясь прочтением 2-го склада, забывает 1-й и, когда хочет повторить 1-й, повторяет гласную или согласную из 2-го, например, мука, он говорит кука или мака.

Примечание. Для многих знаний у детей, помимо искусства и методы учителя и прилежания учен учеников и учителя, нужен известный возраст для понимания нек некоторых вещей (это очевиднее всего в преп преподавании арифметики). И для этого первого искусства, запомнить, нужно время, и ежели ученику не дается соединение двух слогов — оставить и заняться буквами и возвратиться через неделю, и опять через неделю, и вдруг начинает

(Большими черными буквами)

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Жж Зз Ии Іi Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъ Ыы Ьь Ѣѣ, Ээ Юю Я я Өө Vv

(Мелким шрифтом)

Для учителя.

Буквы все выговариваются следующим образом: а-а б бе в-ве г-ге д-де е-э ж же з-зе и-и i-и к-ке л-ле м-ме н-не о-о п-пе р-ре с-се т-те у-у ф-фе х-хе ц-це ч-че ш-ше щ-ще -ер210 не выговаривается (но при этом обращается внимание ученика, что эта буква совсем особенная и что она ничего не значит, то же самое он говорит и про ь. Различие звуков этих двух полугласных определяется после), ы-ы (т. е. как грубое и) ѣ-ье э-э ю-ьу я-я ѳ-фе (другое) v-и (другое).

Для учителя (мелким шрифтом).

По картинкам учитель пройдет сначала все буквы, читая за ученика.

Предмет — слово с начальной должен быть несоразмерно велик.

A a a —211 Андрей огородник собирает. Слово: Андрей переправлено на: Анюта

Арбузы212 длинная собрали режут

Б б

Борода у старика213 длинная велика

В в в.

Волки214 хотят овцу доесть ловют авец ловят

Г г г.

215 Горбат Грыбы нашли216 мальчики дети

Д д д.

Дерева

дерево рубит.217 рубят

Ева218 в раю

яблака взела

яблоко взяла

Е ё ё. Елка высокая

Ж ж ж. Жуки полетели

З з з. Заиц ушел

Заяц

И и и I i i.

Играют219 весела дети

К к к.

Калачи пекут

Л л л.

Лапа у медведя болит

М м м.

Мокрая девочка

Ннн.

220 Ножом, Нос221 Ножик сморкаит

сморкает

О о о.

Образ несут

П п п.

Плавают222 хорошо по реке

Р р р.

Репа223 Слово: репа написано поверх слов: Разбойники напа

С с с.

Сабака добрая

собака

Т т т.

Телега сламалась

сломалась

У у у.

Учуця дети

учатся дети

Ф ф ф.

Фурашка мала

фуражка Феде

X х х.

Худая лошать

лошадь

и харошая лошать

хорошая лошадь

Ц ц ц.

224 Церко Церковь Цыц не сметь

Ч ч ч.

Чушка парасят кормит

порося

Шаршавый малый

Щ щ щ.

Щипется

225 злой мальчик злой Он злой

.

Вот как он разинул рот

Ь ь ь.

Жаль мальчик не хочет спать.

Ѣ ѣ ѣ.

226 ездют в каретах Руками едят227 собаки траву мальчики

Юлу пустил

Ы ы ы.

Рыбу вынули

Яяя

Ягады собирают

Для учителя.

Выучив буквы, учитель заставляет ученика складывать без книги — на слух следующим образом. — Учитель говорит: б а — ба в-а — ва г-а — га д-а — да и т. д.,228 и потом беру ученик повторяет за ним. Потом учитель говорит: б а (коротко) и ученик 5- летн летний после 5 минут уже сам говорит — ба, учитель говорит: в-а — ученик говорит — ва и т. д. Потом б и — би и т. д., б у — бу и т. д. Точно так же поступает учитель со слогами в 2, 3 и 4 согласные. Ученик в один урок, ежели нет у ученика преград в произношении, усваивает себе прием, откидывая гласную е, соединять все согласные с последней гласной в один слог. — Так что стр-а-да ученику не труднее, чем ба. То же самое сделает учитель и с229 другими гласными и ь, т- — т, т-ь — ть.

На слух надо учить сначала быстро, потом медленно. Когда ученик без книги свободно складывает, то учитель предлагает ему складать230 несколько букв по книге.

Ба

Ва

Га

Да

Жа

Зу

Ну

Ру

Ку

Лy

Ми

Фи

Ши

Хи

Ти

Сё

Пё

Фё

Щё

Рё

Ко

Но

Бо

Фо

Ло

Бе

Де

Се

Не

Ве

т

с

н

м

к

Ля

Кя

Дя

Мя

Ся

Бра

Дла

гна

ста


кру

сну

блу

фту


стра

ктла

вздра

спро

фтру

вздя

стря

стлю

взне

ст

ск л

к

Когда ученик складывает эти и другие слоги, которые учитель напишет ему печатными буквами, там, где учатся много учеников, которые напишут другие ученики, учитель приступает к чтению слов: —

Рыба ушла.

Быки231 спят легли

232 Птицы Гуси сели на воду

Дети грыбы нашли

злые волки

Вот конь

Утки на реке

Вези меня

Купи куклу

Трава выше меня

Бери в рот палку

неси ее в дом

Пара спать уж все легли

пора

У кошки лапы мяхки

мягки

Дети ушли из дома пришли к реке и сели на лодку

Они долго плыли по воде и было тихо. Вдруг стала буря и лодка пошла ко дну. Беда дети как нам быть. —

Бог их спас. Пришли люди на реку и их взяли с лодки на землю. —

Когда, прочтя предыдущее, ученик будет свободно соединять двухсложные слова,233 учитель переи с пере он может читать следующее: —

Был адин мальчик ево звали Ваня.234 И у него был атец И у него была мать и отец и маленькая сестра. Адин рас235 атец Ваня вышел на двор и слышит что в саду что то пищит. Ваня пошел в сад посмотреть и видит в канаве лежат три маленькие щенка. Два белых и один236 черн белый с черными пятнами. Белые щенки уже были мертвые, а пестрый еще был жив. Он237 так пищал. Ваня взял этого щенка и понес домой. А у Вани был атец. Атец увидал щенка и говорит: зачем т ы принес238 эту со собаку щенка. А Ваня говорит атцу позволь мне пожалуста этого щенка239 корм кормить держать в нашем доме. Мне его жалко. Его

братья умерли и он умрет если его бросить. Я его буду кормить.

И отец сказал: Ну хорошо. Ваня стал щенка кормить и назвал его240 Волчок Буян. Щенок Буян скоро вырос241 и Ваня водил и стала большая собака сильная и добрая.

Один рас все легли спать и Буян был на дворе. А воры пришли в двор и хотели украсть лошадей.242 Волчок же Никто не видал воров и они243 увели бы всех уже вошли в конюшню. Вдруг Буян залаял244 таким страшным голосом245 что воры исп испугались и бросился в конюшню. В доме все проснулись, воры испугались и убежали. —

Атец позвал Ваню и говорит ему. Я рад что ты взял Буяна. Без него лошади бы наши пропали. Ну, я теперь ему позволю жить дома.246 Я его и прежде любил, а теперь еще больше буду любить.

И Ваня был очень рат.

247 В другой рас Потом пошли один раз все в лес248 поле и взяли с собой маленькую249 девочку сестру Ванину и положили ее в лесу спать.250 только Вдруг пришел волк и хотел схватить девочку из люльки.


А Буян услыхал что идет волк и спрятался за кустом. Он не испугался а он хотел волка поймать. Волк думал что его никто не видит. Вдруг Буян выскочил из куста и стал грызть волка. Все прибежали и убили волка. Но волк укусил Буяна.251 Буян чуть Отец поше пошел и г говорит : он укушен и Ваня стал плакать. Отец позвал Ваню и говорит: Я прежде любил Буяна за то что он воров прогнал а теперь еще больше люблю.252 Наша дочь Волк бы заел нашу девочку если бы Буян его не загрыз.

И все стали Буяна ласкать.

И Ваня был очень рат.

Потом пришла зима и поехали все на санях в город. Вдруг пошел снек и сделался ветер и мороз253 стало холо и они все заблудились и не знали что им делать. Стало темно и они искали дорогу и не могли отыскать. Атец и говорит: мы все замерзнем. Надо Богу молиться. Ваня стал плакать. А Буян пришел к Ване и стал ему руки лизать.254 Отец и говорит теперь Буян найди нам дорогу, а то мы пропадем. — Буян замахал хвостом и побежал вперед по снегу. Они поехали за ним и ехали ехали и Буян нашел дорогу и прямо привел их в город.255 Тогда Буяна все стали еще больше любить и ласкать и Ваня его всегда его кормил, и Буян долго не давался Отец позвал Ваню и


говорит: Если бы Буян нам бы не показал дорогу мы бы пропали. Вот твой Буян какая добрая хорошая собака. И Ваня был очень рат256 Пускай Теперь мы его будем кормить самыми лу и клал257 с собой спать Буяна на палати.

Окончив это — учитель укажет ученику значение й. Прикладывай только к гласным: ей, ий, ай, ой, уй, яй, юй, и потом к словам: стой, вой, большой, твой, и прочтет с ним следующее:

Сказка с й

Чернышевский переул переулок дом Трауберта Г-жа Кард.

У швейцара

У Цингера Юрьева.

В конторах, у пасторов, гувернера, гувернантку.

10 лет реформ....

Бутович лошадь.

Мещерского семена.

Большая Козицкая, дом Шамгина, квартира Жарова

Б. Дмитр Дмитровка д. Голофтеева, № 12

А. Н. 3. (Г. Т.) М. А. Т.

А. Г. Л. (Г. К. ву)

После этого учитель заставит ученика писать печатными буквами и со всеми неправильностями, кот которые только отвечают звукам слова.

Упражнения для чтения вообще и на различие произношения по 9 п. —

Правильно пишется в строку, а неправильно сверху. Ежели ученик не понимает, то пускай прочтет неправильное.

О гусях.

Сказки

Молитвы: Отче наш. Богородица. Верую. 10 заповедей. Отдельно для чтения на молитве.

Священная История.

Цифры до 10 с картинк картинками чисел. —

Более 10 не нужно до арифметики.

Прописные буквы.

Вредно начинать рано.

Книги Аксакову

Елагину

Леонтьеву

Купить с фр французским переводом Софокла, Еврипида, Гезиода.

Севастополь

К следующему после Ан Анны Кар Карениной . Мужики. Ладят сохи, бороны покупают. Загнуть. Пашут. Первая пахота, сыро. Жеребята, махая хвост хвостами , на тонких ногах бегают за сохами.

Выросла трава. Поехали в ночное. Бабы за травой. Циплята. Умерла наседка, горе. Запустил пахоту, проросла. С травой не расскораживается. — Телки. Ягнята.

Чувство плотника, чистая, пахучая сосна, дуб стеклянный, напевает тонким голоском.

Ходят наниматься, то бондарем, то работником, то дворником.

Чернозем в дождь.

Баба в дождь босая. Барин в дождь под крышей зябнет.

Вечер тихий, влажный, хмурый, пахнет гуртом в Мае — жидкие испраж испражнения , светящиеся черви.

Человек герой, верующий, что всё во власти его. Ein jeder macht sich sein Recht.258 [Каждый сам творит свое право.] Прогресс беск бесконечный .

Старик ходит смотреть овсы в Мае — конце — вылезает щеткой. На закате зелень желта, стволы лиловые. Эх, дурно пахал. Свергибус — сосельник — полынок. —

Калмыжки серые — высохли — на черной сырой еще земле. —

Лошади (в Мае конце). Щавельник уже по колено — лошади гладки, утробисты, жеребята перелиняли.

Бабы — работают на себя — независимы от мужей, отцов, и одевают — отцов, свекров, мужей, детей.

Старик до 20 — чисел Мая давно не видал ржей — матово сизое перо, кустисты, высоки — столбик торчит, как шапочка.

Начало Мая — Апрель. Картофе Картофель , теплая лунка.

На высыхающей луже, только что выведшиеся лиловые, синие бабочки.

Два брата. Один — старший. Умен, мил, добр... другой менее блестящ, но лучше.

Холодный ветер, ясно. Вода была голубая, стала бурая. —

Пупырья ванюки с белыми мелкими цветами, в рост уже стала.

Май входит в старый лес. Весь нив зелен — таинственность, жуткость.

в молодой лес благоустроенно под сводами весело.

Луга полят — мягко ступать по влажной почве и густой траве, как по подстилке.

После многих дней дождя — сбирается разгуляться. Холодно, сыро, на листьях, траве и деревьях капли висят. На лугах под ногой шлепает невидная вода, тропинки начинают протаптываться, полегли круги ржи и лугов. Захватило сено.

Ястреб желтоногий, быстроглазый, схватит добычу и мнет, выпрямляется, потом клюет и оглядывается. Потом зоб осаживает.

Овсянка желтая, пеночка оливковая, подкравиночка. Желна (дятел). Дубонос. Юлка (жаворонок). Сарыч мышатник.

У киргизов — беркута на палке.

Ястреб в угон. Сокол бьет когтем сверху. Кречет сокол.

259 Абзац обведен чернилами. Герой. Как женщина, так на твердых губах у него и у нее сладость, надежда, игра, робость, и конец — юбки, безобразие, мокрота, мерзость, стыд.

Мальчик 13 лет убил кинжалом свою мать, застав ее в прелюбодеянии.

260 Абзац обведен чернилами. Принес червяков светящихся в кармане. Она заглянула — «прелесть». Ты прелесть! В руки, в лицо.

Васильки по ржам. Овсы выполонные, перистые, как стена, доску положи. Рядом неполонные с желтой травой. —

Жеребенок, напрягая спину, потягивается ножками.

Дурачок: мамушка, хлеба. Он радость старухи.

Лист на лесу во всей прелести, рожь цветет и уж подсыхает, луга от пуха буреют — спелы.

Водит лошадь сестра, мальчики бегают.

На вспаханном пару вянут подрезанные ромашки и полыни. —

Море ржи, веется ветром и нет конца. Не видать и меж: долины, горы — всё той же веющейся ржи. Другое рядом более веселое море овсов с желтыми цветами на межах и перерывами гречи, картофеля и полосок каш кашки , льна.

Жара парит; после обеда к вечеру блеск воздуха. Томит глаза. Глаза отдыхают на неподвижной, темнозеленой опушке леса. Пирамида Иван-чая, зацветая внизу, поднимается в чаще. С свистом толкутся комары.

В такой жаре после косьбы идет тихо мытый мужик, под огородом в тихой, черной, глянцовитой воде. —

Закосы по дороге, пробует отбитые косы.

— Рожь буреет. В лесах покосы, стены высокой травы, анису, Иван-чая, дягилю. —

белой кашки, мед, похоже на калину.

меду, желтой травы.

меду, грудного чая.

Пары вспаханы, проросли, скородятся. — Между вспаханными парами зеленая лощинка, веселенькая под дождем, с оглоданными кустиками.

Дождь в перемежку. Над головой тучи, вблизи лес темнозеленый в тени, на дальнем плане такой же, покрытый бегущею тенью. Между ними полянка ярко зеленая, освещенная солнцем.

После дождя на закате солнца вся зелень разбухла, размокла, густо и матово.

Картофель пропахан, зеленеет между черными бороздами, рожь налила всё зерно. Ранняя греча зацвела. Петровы батоги голубые, коленчатые. Павилики миндальные зацвели. —

На коленях бабы и старики, пряслы. — (Дерюга — ткань из хлопьев.) В вешнике шерсти два сорта — волосен на панёвы и выволочка на кафтаны. —

Свинья борову, а боров всему городу.

Чем больше голеют, то больше мудренеют.

2-го Июля.

Убирают сено у дворов, спешат от заходящей тучки.

Бабы без занавесок, загорело между белыми грудями.

Мальчики, девочки крошки тащут сено.

Хмель обвил всю тычинку, тонко вьется — ищет, куда еще.

Конопля выметывается — пахнет.

Стадо сбилось у пруда.

Бабы бегут захватывать место для замашек.

— Закат за тучи — золотая бахрома над серой тучей. —

По скошенным лугам оставлены грудной чай — выше роста. —

Репейники зацвели красные.

Бабы на горизонте несут навилины сена.

На красном закате лес с лиловатыми стволами.

Циновать лыко на лапти.

Липа цветет.

Дождь, ливень с косым ветром, повалил липы от корня. Грязь и лужи на пару. Лужи на дороге синея блестят.

По отавам отрастает щавельник.

Колышется ветром зреющий овес и отливает серебром.

Лес — липа пожелтела пятнами. —

Щавельник конской побурел.

По отавам щавельник лопушится. —

Яркий день, вечер, 5-й час. Лес — макуши светлозеленые, на запад глядя — черная опушка.

Рожь спеет, колос палевый, солома желтая, светлозеленый полынь пробивает.

Пар передвоен до половины, черно и серо.

После дождя скоро — черная пашня, серо внизу.

Щавель конской бурый, красный.

Простой щавель.

15 261 15 переправлено из: 25 —20 Июля по ночам, уже темным, тишина. Нет птиц. Одни кузнечики и стрекозы чикают, как летучие мыши.

Днем ржи262 палев желтые мрачно чернеют тенью колоса.

Лен отцвел.

По дорогам горох. Огурцы.

Мадеть — изнемочь.

Собачий бес.

Циновать —

Последние луга в жары убраны. Отава не растет, шуршит и ломается оставшееся сено. —

Побои по ржам.

По старым отавам лиловые колокольчики.

Татарник пышный зацветает, шершни мохнатые в нем копошатся. —

Семена березы летят. —

Душный южный ветер нагнал грозу.

263 Июня Обмытый лист блестит.

264 Июня Пустые, уединенные поля ржи ожили — зажин, снопы, ряды, копны.

Зной давит горизонт. Бегут тени туч по лугам, полям, дорогам.

265 Июня Овес бисером блестит, желтея. Ячмень пушистым ковром. — Яркожелтые жилки овса. —

Выросли одонья, скирды, желтые, мягкие тени от них. Иван-чай в стручках. Холодные ночи, ледяная вода, блеск на листьях, ясные, тихие, спокойные дни.

Сжаты овсы. Мутнозеленые матовые полыни.

Яркий солнечный день в лесу, полдень — блеск. Тихо совершенно. Идешь — движется — что-то в тени. Это одинокий лист на молодом побеге незаметный, сквозной ветер колышет.

В лугу колдобина с водой. Вода отстоялась прозрачно. На дне корни мочковатые, палки, лист.

Баба вяжет, обшмыгивает сноп, засовывая туда.

Вывершивают скирд, стоит бочком, опускается на веревке.

Обмолоченная солома сейчас же на крышу. Косая притуга. Загузок, пелена.

Берут лен — как? Из середины вьют жгутом.

Молчи, молчи и молчи.

От копен овсяных тень яркожелтая.

Мужики ехали на базар грустны, сердиты, домой — веселы, дружны — выпили.

Спаский Василий. —

Яркие дни. Холодно. Дождь. Пахнет соломой мокрой и мокрой пенькой. —

Конопли желтые, редкие, с зелеными головками. Вызвездило, по лужам отсвечивают звезды.

Лошади ощетинились, кажутся толще.

Мятель. Трепется облетевший полынь, над сугробами несет, лист дубовый.

1878. Апреля 16. У заутрени. Куличи, пирожки. «Лошадь хорошая, с ленцой, не лотошит, валом берет». Мотыльки летают на свечи в царские двери. Она в белом платье. Ждет, боится, желает и презирает и смеется над поцелуями. — Перекличка на клиросах веселых ирмосов, в алтарь к обедни, за чтением Евангелия, лучи света. — Между заутреней, сидят на могилках в темноте, узнают друг друга.

Начало Апреля (ранняя весна). 1-го. Тепло, ручьи, лед пошел. — Крапива.

5-го. Запахали на буграх. Разделка хороша. Отпрыскивает полынь. Желтоголовик надулся почкой. Орешник цветет. Овцы по выгонам, стада нет. Морозы, холод.

8, 9, 10, 11. Дожди теплые, гроза. Пахота лучше. Береза, черемуха наклюнулась. Верба вся душистая... Кукушка. Моют, разбирают палати. Отваливают завалинки. — Рыскальцо на бороне. Котелки. Бабьи хоромы не стоят. Из земли в землю.

Рано утром (5 часов) выезжает помещик четверней в коляске. Грязно, холодно. Лошади, с коротко подвязанными пучками хвостами (пучок седой и пегой), весело бегут, пофыркивая. Кое-где по деревне выходит дым из труб. Мужик за оглоблю вывозит соху. Седелка привязана — мотается.

Дорогой дальней, вынимание из узелков провизии, лепешек — веселая еда с шутками.

После дождя, 8 часов утра, рожь только что выколосилась. Яркое солнце на яркой зелени. Взбуровлена навозная нива ржи, дождем ямы — полегло.

В первый раз заколебалась, засерела рожь.

2-е Июня. Человек хочет и любит все телесные блага приобрести для себя одного, а духовные блага приобретать для других, чтобы другие хвалили его. —

Человек должен все телесные блага отбросить от себя и предоставить другим, а духовные блага приобретать только для одного себя.

Il faudra mourir seul!266 [Умирать придется одному!]

С Богом нельзя иметь дело, вмешивая посредника и зрителя, только с глаза на глаз начинаются настоящие отношения; только когда никто другой не знает и не слышит, Бог слышит тебя.267 Со слов: 2-е Июня обведено чернилами.

Не доказательство, но объяснение форм моей веры:

1) Если я не удовлетворяюсь и, главное, не увлекаюсь изучением частным, а желаю узнать, понять хоть что-нибудь вполне, я увижу, что я ничего не могу знать, что ум мой для жизни временной орудие, для настоящего знания — игрушка, обман (Паскаль).

Если я попытаюсь объяснить себе значение моих чувств, я увижу, что ум даже и не берется обмануть меня (Страхов).

Если я попытаюсь обобщить и назвать те места, где для меня открывается мое незнание и невозможность знания, то я найду следующие безответные вопросы: а) Зачем я живу? b) Какая причина моему и всякому существованию? с) Какая цель моего и всякого существования? d) Что значит и зачем то раздвоение — добра и зла, которые я чувствую в себе? е) Как мне надо жить? Что такое смерть?

Самое же общее выражение этих вопросов и полное есть: как мне спастись? Я чувствую, что погибаю — живу и умираю, люблю жить и боюсь смерти, — как мне спастись?

2) Разумная мысль не только моя, но и всего человечества не дает на эти вопросы никакого ответа. Даже, когда она трезва и хочет быть точна, она говорит, что не понимает даже этого вопроса. А все-таки я и всё человечество спрашиваем, как нам спастись? Разумная мысль не дает ответа, но плод деятельности человеческой же, похожий по внешности на разумную мысль — похожий, потому что выражается (отчасти) так же, как и разумная мысль, словом, дает эти ответы. Ответ этот религия. И ответ этот не такой, который бы надо было с трудом искать, который бы был скрыт от людей и который бы получался особенным, трудным, искусственным путем. Если бы ответ этот был таков, то, имея в виду ту соответственность, которую мы видим во всем, можно бы было усумниться в нем, но ответ таков, что он сопутствует постоянно вопросу, что нет человека, который бы был лишен его. Лишены его только те люди, которые или не делают вопроса, молодые, страстные и любящие жизнь, или те, которые, принимая ответы веры (словесные) за разумные ответы, требуют от них разумной доказательности, забывая, что разум бессилен дать ответы и прямо отрицает самый вопрос.

Но всё человечество и теперь живет и всегда жило и умирало с ответами на эти вопросы.

Но, может быть, ответы эти суеверия? Одно доказательство бы было, что можно без них жить — жить полной жизнью. Исключения мыслителей и испорченных не доказывают.

Другое доказательство, что в них нет единства. Единство есть, оно то и истина.

Третье доказ доказательство , что они неразумны. Но ответы и не хотели быть разумны. Если предполагается, что они хотят быть разумны, то только от того, что ответы отчасти выражены словом, орудием разума. Все же ответы выражены преданием действий, жизни.

3) Какой же ответ или какие ответы дает или дают религии? За исключением тех спутанных людей, которые на неразумный вопрос: как спастись, ищут разумного ответа, все остальные, т. е. все, видят ясные и точные ответы в религиях. —

«Приноси в жертву людей для Бога. Иди в Мекку и Медину для Бога». «Ставь свечи и целуй мощи для Бога.268 Ешь постное. Люби ближнего Откажись от себя. Убей свою плоть. Люби врагов. Отдай именье нищим — для Бога», т. е. делай наилучшее из того, что ты понимаешь таким, для Бога, т. е. для непостижимого. Это общий ответ на то, что надо делать, но религии, кроме того, дают и ответы на то, как надо делать, и дают ответы не разумные, но самые понятные и доступные для самых низших существ (доступные для обезьян), ответы примерные, в к которых выражено, как убивать жертву, как идти в Мекку, в каком платьи, что есть.

Во всякой религии есть ряд последователей главного примера учителя, и нужно только подражать им.

4) Таковы ответы верований, глядя на них независимо от своего личного отношения к вере. Человек чувствует опасность и ищет спасения, и вера примером, действием и словом дает ему средство спасения.

Для дикого человеческая жертва есть спасение от опасностей этой жизни, грома, пожара, войны, для некоторых и спасение от гневного Бога после смерти, для будистов это спасение от жизни, для магомет магометан , христиан — это тоже спасение от смерти. Но, глядя так на веру и подводя их все вместе с идолопоклонника идолопоклонниками под одно начало спасения, для разума тотчас же представляется вопрос: не есть ли всё это суеверие и предрассудок, и самое разнообразие путей спасения не есть ли доказательство, что все они ложны?

Вот тут-то так естественно и разумно кажется сказать: если для дикого убийство представляется истиной, а для будиста аскетизм, для христианина самопожертвование, то так как истина одна, то очевидно, что вера не имеет истины, а потому ложна. Но вера ищет не внешней истины, а спасения, и различие формы спасения не исключает единства содержания.

Единство в том, что каждый ищет спасения и находит его только в отречении от себя.

5) Каждого человека лично вера, какая бы она ни была, вполне удовлетворяет, не проявляя никакого противоречия. Если она являет противоречия, он изменяет ее. Дикий, пока не знает ничего противного идолу, отрицается своей воли, спасается идолом, но если магометанин сказал ему о Боге неведомом творце, он оставляет его, и нет противоречий. Я, христианин, откинул противоречия икон, мощей, чудес и удовлетворяюсь средствами спасения христианского, так как не знаю и не могу себе представить другого высшего начала началу отречения себя и любви.

Всё это очень плохо.

На завтра:

1) Страх Божий есть начало премудрости.

В чем выражается этот страх: гром, смерть, пороки.

Если нет, то не для того и говорю.

2) Вера выражается и передается не словом, а делом, примером.

То были патриархи, потом Христос.

Общность такой веры. На чем основаны исключения неверия?

3) Что есть вера? Людское или божественное? Если людское, то не разумное. Людское, но жизнью всей и смертью по отношению к Богу. Так как же его назвать, как не божественным, если не божеским?

4) Вера, включающая в себя все (известные) веры без противоречий, но как включающие в себя одна другую — божественна, истинна, сколько может быть что-либо истинно.

— Разумное знание не истинно, оно как шар колец.

— Чувства личные и верования не истинны, но одно верование, включающее всё, одно истинно. Господи, даруй мне его и дай мне помочь другим познать его!

Матерьялисты совершенно правы, говоря, что каждая моя мысль есть последствие воздействия на меня матерьяльных частиц. Также они правы, говоря это о каждом моем чувстве, даже говоря тоже о каждом моем желании — они правы. Пускай сознание свободы моей есть заблуждение. — Но что же они говорят этим? То, что волос не спадет с головы и что ничто, ни мысль, ни чувство, ни желание, не могут возникнуть без воли Божьей. Что всё происходящее происходит в пределах этой воли, и что воля эта разумна и непостижима — они говорят то самое, что говорят христиане. Они говорят, что мысль, чувство, желание не беспричинно, бессмысленно возникают, но по строгому мудрому закону. Закон же самый только с одной ничтожнейшей стороны представляется: смутно доступным постигновению, т. е. в самом высшем развитии своем наука дошла до догадки о том, что всё совершается по мудрому закону.

Всякий серьезный и мыслящий матерьялист должен признать, что: 1) переход воздействия материи, ощущения в мысль, чувство и желание не только не понят, но тем становится таинственнее, чем дальше идет изучение по этому пути, что ясное знание этого перехода никогда не может быть приобретено человеком, что всё изучение на этом пути приводит только к убеждению, что мысли, чувства и желания находятся в зависимости от ощущений, но что зависимость эта неизвестна, т. е. что они не случайны, но непостижимы, т. е. что они находятся в премудрой власти Божьей.

И 2) то, что если бы даже зависимость мыслей, чувств и желаний от ощущения была бы ясно определена, если бы было доказано, что сознание есть только цвет организма (и доказано, что организм есть необходимая форма жизни). Я говорю для себя бессмысленные слова, но говорю их, зная, что матерьялисты связывают с ними какое-то значение. Одним словом, признавая всё то, что признают самые крайние матерьялисты, всякий мыслящий матерьялист должен сознаться, что те матерьяльные причины воздействия на человека, производящие его мысли, чувства и желания, взяты слишком тесно, что всякая матерьяльная причина имеет по самому свойству своему в основе другую причину, раздвояющуюся в пространстве и времени. И всякая другая причина имеет в основе третью и т. д. до бесконечности, и что поэтому отыскивание зависимости или причин на этом пути не только ведет далеко, но по самому свойству своему очевидно невозможно. — Чтобы объяснить то, что я пишу теперь, необходимо показать, что ряд впечатлений и ощущений произвел во мне мысли, к которые я излагаю, то чувство волнения, к которое я испытываю, и то желание писать, к которое я привожу в исполнение. Положим, что все эти ощущения были бы все найдены и указаны. Но невольно следует другой ряд вопросов, что произвело эти ощущения? Что образовало мою личность? Мои прирожденные способности? И очевидно, что, восходя от причины к причине, я дохожу до вертящегося куска в пространстве. Но вертящийся кусок, точно так же как и рефлекс, требует своего объяснения. И очевидно, что я тотчас же утыкаюсь в бесконечность безразличного пространства и времени и беспричинную причину, т. е. прихожу к признанию вездесущего, вечного, беспричинного Бога.

Заблуждение матерьялистов в первом случае, когда они хотят и надеются изучением нервов и мозга показать переход ощущения в мысль, чувство и волю, зиждется на введении величины бесконечно малого в уравнение. Они надеются, что микроскопическое изучение откроет им истину. То же, что не откроет, то предполагается бесконечно малым.

В 2-м случае, объясняя все причины, они говорят о бесконечно великих периодах времени.

Искренний, мыслящий и не упрямый матерьялист должен признать, что он, расходясь с учением идеалистов, утверждающих, что есть один дух, ни на волос не расходится с учением религий и только подтверждает то, что говорит религия, что мы все находимся во власти Божьей, что волос не спадет и чувство не придет без воли Божьей и что воля эта не постижима и мудрая. Непостижимость ее очевиднее для ученого, мыслящего матерьялиста, чем для неученого, ибо, исследуя путь своего изыскания, матерьялист не может не видеть невозможность постигновения всего, так как перед ним всегда открыта бесконечность.

Мудрость этой воли он знает не по догадке и инстинкту только, как видит неученый, но по той разумной зависимости, которую он находит в той, хотя и бесконечно малой, но все-таки определенной области, к которую он мог исследовать. —

Самое же присутствие этой воли он не может не признавать, ибо она одна есть цель его изысканий — причина.

Жаркий полдень, 2-й час. Иду по высокому, жирному лугу. Тихо, запах сладкий и душистый — свергибус, кашка — стоит и дурманит. К лесу, в лощине, еще выше трава и тот же дурман. На дорожках лесных запах теплицы.

Кленовые листья огромны.

Пчела на срублен срубленном лесе обирает мед по очереди с куртины желтых цветов. С 13-го, не задумавшись, зажужжала и полетела — полна.

Жар по дороге, пыль горячая и деготь.

Целый день дождь. Вечер прояснило, красно-розовый закат. Желтый оставшийся лист краснеет. Туман. Точно после пожара — красно и дым. На гумне запах дыма, овина, соломы, следы раздвоенные и лапти по грязи — очень хорошо. —

Описание школы Муравьева Колонновожатых. — Путяты 52 года в Современнике.

Как сделана новая соха?

1824-й год. Весна. К Князь Лобанов Рост Ростовский — министр юстиции.

Председатель Государственного совета Лопухин. —

Шишков заменяет Голицына. — Попов.

Румянцев?

Кочубей —?

Пушкин на юге России у Воронцова — в Одессе.

Ермолов на Кавказе.

Карамзин в доме Е. Ф. Муравьевой, матери Никиты. —

Обер прокур прокуроры . Секретари.

Рассоха кривая готовит лопатки детям.

Семейство сосланного в деревне и в губернии (Татариновой Зап Записки ). Ивашев. —

Ложные слухи — простили.

Мать убита. —

Александр I был в Симбирске.

14, 15- летн летняя девочка, самый духовный, чистый возраст.

Фон Виз Визин Опухтина, убежала в монастырь.

Апухтина (прелесть) любит, почти влюблена в Одоевского (прелесть), но выдти замуж нельзя. Ей кажется, что не настоящий он, а любит другого, выходит за 3-го, а эта то была лучшая ее любовь в жизни. —

Жаркий солнечный день, вода, река, как полированное зеркало. —

Куртинка облетевших осинок — как пол устлано темносерым листом.

Предшеств Предшествующие события в Европе. 1820. Георг IV и хлебный бунт.

Занд убил Коцебу.

Дерево свободы удобрить кровью.

Лёнинг покушался на жизнь Ибеля.

Везде в германских княж княжествах конституции.

Австрия. Франц II и Метерних подавляет.

Пруссия. Фридрих, Гарденберг подавляет. Карлсбадское собрание. — Запретить журналы, лекции — демагогов.

Штейн древней историей Германии занимается, чтобы соединить в одно (русское — Рылеев, Карамзин — тоже).

Франция 18 Людовик XVIII, граф Дартуа, герцогиня Ангулемская в черном, Monsieur, его сын, герцог Берийской — женат.

Герцог Берийской убит Луве Лувелем , седельником, 1820 г. Родился сын.

Деказ министр отставлен. Royer-Collard — доктринер конституционалист. В. Constant член.

Испания. Фердинанд VII.

Риего. Конституция силой.

Португалия. Иоанн.

В 21 принужден принять конституцию.

20 г. 2 Июня Пепе заставил Фердинанда IV (I) принять конституцию (Карбонарии).

Соловьев брошюра о закладке храма 1817

Биография Мудрова. Издани Издание университета.

Ведомости 1817 и 24

Якушкина записки.

Рылеева биография.

1874. Р Русский А Архив I

Галерея 1812

Бентама Пыпина или самого.

И. И. Дмитриев.

Жук Жуковского для немногих.

Кто Александр Муравьев?

Государь презирает людей и имеет право.

Дело о нищей. —

Ход.

Церковь, начиная с конца и до III века — ряд лжей, жестокостей, обманов. В III веке скрывается что-то высокое. Да что же там есть? Если есть что-нибудь. Посмотрим Евангелие.

Если есть душа, то есть и заповеди Божии.

Как мне быть?

Заповеди.

Вот вопрос души — один.

Как были другие. Как?

Есть люди мира, тяжелые, без крыл. Они внизу возятся. Есть из них сильные — Наполеоны пробивают страшные следы между людьми, делают сумятицы в людях, но всё по земле. Есть люди, равномерно отращивающие себе крылья и медленно поднимающиеся и взлетающие. Монахи. Есть легкие люди, воскриленные, поднимающиеся слегка от тесноты и опять спускающиеся — хорошие идеалисты. Есть с большими, сильными крыльями, для похоти спускающиеся в толпу и ломающие крылья. Таков я. Потом бьется с сломанным крылом, вспорхнет сильно и упадет. Заживут крылья, воспарит высоко. Помоги Бог.

Есть с небесными крыльями, нарочно из любви к людям спускающиеся на землю (сложив крылья), и учат людей летать. И когда не нужно больше — улетит. Христос.

30 Октября 79.

Проповедывать правительству, чтобы оно освободило веру — всё равно, что проповедывать269 лисице, чтобы она не держала курицу мальчику, чтобы он не держал птицы, когда будет посыпать ей соли на хвост.

1) Вера, пока она вера, не может быть подчинена власти по существу своему, — птица живая та, что летает.

2) Вера отрицает власть и правительство — войны, казни, грабеж, воровство, а это всё сущность правительства. — И потому правит правительству нельзя не желать насиловать веру. Если не насиловать — птица улетит.

Хрис Христианство насиловано при Конст Константине — при разделении З Запада и В Востока . Лютеранство, кальвинизм, англиканство — всё не вера, а форма насил насилия . Истинны только угнетен угнетенные павлик павликиане , донаты, богомилы и т. п. И те вполне, по потому ч что насилованы.

270 Последующие записи сделаны на обратной стороне книжки. 13 Января 1878.

Справки о статьях нужны.

Чтен Чтения 1858, кн. 2. О вольн вольных хлеб хлебопашцах , — Храп Храповицкий Рус Русская Стар Старина 91 года. Семеновск Семеновский полк, Шумская. Свиязев об Аракч Аракчееве .

Др Древняя и Н Новая Россия 75 г. Аракчеев.

Очерки Сибири Ровинского.

Р Русская Ст Старина 75. Май. Записки Дарагана .

Р Русская Ст Старина 75 Черныш Чернышевы . Камен Каменский . Жиркевич. —

Авеля.

Семевского О военных поселениях.

Мирбах.

Свистунову прислать Раsсаl'а.

Les cabinets et les peuples Bignon.

В Самару.

О Телятинск Телятинском мужике.

Купчую271 Тим Тимрота Тучкова

Алкоран.

Киргизские песни.

Симфонию. — Скопцев.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.