Тема статьи
Конкретное произведение
Опубликовано
Кому
Откуда
Дата написания
1835 1910

«После бала» Л. Н. Толстого. Методические рекомендации

Автор: Римма Храмцова

Рассказ «После бала» — один из самых пронзительных в творчестве писателя. Обычно его включают в программу 7-го или 8-го класса по литературе, и он способен произвести сильное впечатление и оставить глубокий след в душе подростка, если его вдумчиво прочитать и бережно обсудить.

Цитаты

Для «входа» в разговор о Толстом (не только о рассказе «После бала») можно использовать раздел сайта — «Цитаты»

Здесь представлены цитаты из дневников и писем Толстого на все случаи жизни, причем это не только сложные, глубокомысленные высказывания и поучительные максимы, но и самые простые слова о текущем настроении и житейских ситуациях:

  • «Всё слабость и уныние»,
  • «Не надо тревожиться»,
  • «Мне очень тяжело, но я не сдаюсь. И опять хорошо».

Можно попросить в начале разговора о произведениях Толстого всех учеников выбрать в этом разделе по цитате, откликающейся или отражающей их текущее настроение. Это позволит всем настроиться на более открытый, искренний диалог и установить человеческую связь с писателем. Таким же образом, кстати, можно и завершить разговор о том или ином произведении или эпизоде: попросить учеников выбрать цитату, которая лучше всего отражает их чувства и мысли после прочитанного/после обсуждения текста в классе и поделиться своими ощущениями друг с другом или же в письменном формате с учителем.

Карточка произведения

Еще одна группа материалов на сайте, которые будут полезны при работе с любым произведением Толстого, — это статьи об истории написания и публикации каждого произведения. Их вы найдете в «карточке» произведения под самим текстом, если кликнете на кнопку «О произведении».

Например, в статье «После бала». История писания и печатания» есть очень ценная информация как для анализа текста рассказа, так и для его осмысления и интерпретации в финале. Можно попросить учеников прочитать эту небольшую статью и найти в ней черновые варианты названия рассказа, а затем предложить им сравнить все три варианта и обсудить, на чем акцентирует внимание читателя каждое из названий. Это может стать ключиком к художественной структуре рассказа: название «Отец и дочь» фиксирует наше внимание на паре персонажей, которых нам придется как-то соотнести друг с другом; сложный вариант «А вы говорите "недурно"» заставляет нас заметить, что историю о Вареньке и ее отце рассказывает собеседникам повзрослевший уже Иван Васильевич, и задаться вопросом о роли такой рамочной композиции рассказа, ну а финальный вариант названия однозначно переносит все акценты на кульминационную сцену экзекуции татарина, а также может помочь заметить, что «после бала» в рассказе есть два временных периода — утренняя сцена избиения провинившегося солдата и вся последующая жизнь Ивана Васильевича, которая пошла в каком-то совершенно новом направлении именно после того бала.

Цвета Толстого

Еще один неожиданный раздел, который может очень помочь в работе с текстом рассказа, — это «Цвета Толстого». Здесь собраны самые разные, в том числе очень яркие, выразительные и необычные цвета в произведениях писателя с цитатами из них. Можно попросить учеников изучить этот раздел и выбрать наиболее понравившийся или показавшийся им необычным цвет — и порадоваться всем вместе такой яркой и живописной палитре. А затем спросить о цветовой гамме в рассказе «После бала». И это будет очень сильный эмоциональный ход, так как в рассказе доминируют три цвета, и все они наделены символическими смыслами, а сама палитра по-настоящему жуткая: белый, черный, кроваво-красный. От этого можно оттолкнуться и в разговоре о многочисленных деталях и их функциях в рассказе — предметы роскошных бальных туалетов, бакенбарды полковника, белые зубы татарина и др.

Дневник

Для финального осмысления рассказа можно вернуться к уже упомянутой статье «После бала». История писания и печатания»  и найти в ней информацию о поводе, который побудил Толстого написать этот рассказ. Спросите сначала учеников о том, понимают ли они, что такое кишеневский погром, а затем, когда разберетесь с историческим контекстом, попросите их связать содержание рассказа с просьбой Шолом-Алейхема и с ответом Толстого: «Я очень рад буду содействовать вашему сборнику и постараюсь написать что-либо соответствующее обстоятельствам. К сожалению, то, что я имею сказать, а именно, что виновник не только кишиневских ужасов, но всего того разлада, который поселяется в некоторой малой части — и не народной — русского населения — одно правительство, к сожалению, этого я не могу сказать в русском печатном издании». Размышления об этой взаимосвязи позволят не только глубоко осмыслить рассказ «После бала», но и понять очень многое в отношении Толстого и к насилию, и к власти, и к государству в поздние годы. 

Поиск

После такого серьезного и взрослого разговора о рассказе «После бала», возможно, кого-то из учеников заинтересует толстовская концепция непротивления злу насилием, его идеи о разрушительной природе власти и институтов, построенных на жесткой дисциплине.

Таким ученикам можно предложить воспользоваться сайтом «Слово Толстого», где очень удобно организован поиск по текстам писателя: они могут самостоятельно ввести запрос по словам «насилие», «дисциплина», «непротивление» и познакомиться с размышлениями Толстого о самых острых вопросах, актуальных в том числе в наше время.

Подборки

А для ранимых и впечатлительных учеников есть и другой вариант более серьезной и глубокой работы после прочтения и обсуждения рассказа «После бала», в том числе для большого проекта, который может в итоге найти свое место на сайте. Здесь уже есть подборки по некоторым темам, например, про охоту в творчестве и документах Толстого. Можно предложить разработать такой же проект про балы и танцы в творчестве писателя. Ведь эпизоды балов — одни из самых ярких и важных в самых популярных романах Толстого, «Анне Карениной» и «Войне и мире», а культура и этикет бала XIX века точно требуют комментариев для современного читателя.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.