Тема статьи
Конкретное произведение
Опубликовано
Кому
Откуда
Дата написания
1835 1910

Право, вы были пчелой. О насекомых в творчестве Льва Толстого

Автор: Иван Родионов

Пересчитывать насекомых, упоминаемых в творчестве прозаика – дело не только трудоемкое, но и потенциально не такое интересное, как в случае с поэтами. Стихотворец может обернуть насекомое тропом, одушевить его, тогда как прозаик, особенно реалист, будет описывать насекомых натуральных, настоящих. То есть, если упростить, частота упоминаний того или иного насекомого прозаиком обыкновенно просто зависит от характера тех пейзажей и интерьеров, которые рисует автор. 

К счастью, с Толстым все гораздо любопытнее. На то он, собственно, и Толстой.

В художественной прозе Толстого упоминаются:

  • Пчелы (из них 5 – трутни) – 51 раз;
  • Мухи – 48 раз;
  • Бабочки – 22 раза;
  • Комары – 20 раз;
  • Тараканы – 11 раз;
  • Муравьи – 9 раз;
  • Блохи – 9 раз;
  • Вши – 7 раз;
  • Моль – 7 раз;
  • Сверчки – 6 раз;
  • Клопы – 5 раз;
  • Жуки (разные) – 4 раза;
  • Шмели – 3 раза;
  • Шершни – 2 раза;
  • Оводы – 2 раза;
  • Слепни – 2 раза;
  • Осы – 2 раза;
  • Стрекозы – 2 раза;
  • Мошка – 2 раза;
  • Кузнечик – 1 раз.

Важная оговорка: во-первых, мы рассматривали исключительно художественные тексты Толстого и не учитывали статьи писателя, эпистолярное наследие и т. д. А во-вторых, здесь мы не стали включать в список и анализировать тексты Толстого, написанные для детей и представленные в «Азбуке»: там насекомые не просто упоминаются, но зачастую выступают в роли вполне самостоятельных персонажей, и для разговора о них нужен несколько иной подход к анализу. И, вероятно – отдельная статья.

Итак, большинство насекомых во взрослых художественных текстах писателя, во-первых, действительно появляются в текстах Толстого напрямую, в роли самих себя, а во-вторых, связаны с конкретными пейзажем/ситуацией/эмоцией. Так, слепни и оводы, как им и положено, облепляют лошадей и в «Детстве», и «Войне и мире», и в «Анне Карениной»:

«Ветерок, который был на езде, затих, когда остановились; слепни облепили сердито отбивавшихся от них потных лошадей».
Анна Каренина
«Рыженькая лошадка, на которой ехал папа, шла легкой, игривой ходой, изредка опуская голову к груди, вытягивая поводья и смахивая густым хвостом оводов и мух, которые жадно лепились на нее»
Детство

Клопы непременно заводятся в дурных постелях. Вши заедают людей в неблагополучии их:

«Нехлюдов вернулся в горницу, разделся и лег в постель не без опасения о клопах, присутствие которых заставляли подозревать оторванные грязные бумажки стен»
Воскресение

С тараканами несколько разнообразнее: они что-либо покрывают («Утро помещика»), шелестят и шуршат («Война и мир»), а их в ответ распугивают («Поликушка»), вымораживают («Два гусара») и изводят («Воскресение»)

«Неровные, закопченные стены в черном углу были увешаны разным тряпьем и платьем, а в красном буквально покрыты красноватыми тараканами, собравшимися около образов и лавки»
Утро помещика

Толстовский шершень, как правило, не слишком умен: он то бестолково стучится о стенку улья («Война и мир»), то бьётся о стекла рамы («Анна Каренина»):

«Няня спустила стору, выгнала мух из-под кисейного полога кроватки и шершня, бившегося о стекла рамы, и села, махая березовою вянущею веткой над матерью и ребенком»
Анна Каренина

Блохи, как правило, ассоциированы с собаками или волками, но иногда перекочевывают в народные фразеологизмы – «Ищи, как собака блох ищет» во «Власти тьмы».

Сверчки в прозе Толстого проявляются исключительно со звуковой стороны. Они "наполняют воздух своими ясными, непрерывными звуками" («Набег. Рассказ волонтера»), "кричат через сени", "как бы празднуя победу над всеми" («Война и мир»). Голосистый сверчок дважды даже оборачивается нуль-приемом: умолчанием, когда значимым является именно отсутствие чего-либо – так, в пьесе «Власть тьмы» страшные монологи завершаются лаконичными авторскими ремарками: «Молчание. Сверчок».

Иногда насекомые нужны Толстому как элементы тонкой психологической детальности. Например, Долли не может отличить осу от пчелы, а хозяйственный Левин – может (Анна Каренина»):

— Костя, смотри, это пчела! Право, нас искусают! — сказала Долли, отмахиваясь от осы. — Да это и не пчела, это оса, — сказал Левин.
Анна Каренина

У адвоката, второстепенного героя того же романа, мужицкое лицо, он ловкач, франт и хитрец – но его наиболее запоминающейся характеристикой становятся постоянные попытки ловить моль. Кстати, про моль. Совпадение или нет, но в почти идиллическом «Детстве» юный рассказчик упоминает, что «благодаря ее заботливости (Натальи Савишны), шитье и галуны на мундире были совершенно свежи, и сукно не тронуто молью». А в тревожном «Отрочестве», напротив, в проброс говорится так: «Запах съеденного молью сукна, пыли и какой-то кислоты, которым отличается наша бричка».

Вошь у Толстого, кстати говоря, не всегда однозначно дурной образ – эти паразиты приятно согревают Пьера в французском плену, а также становятся персонажами чудной авторской поговорки: от тоски вошь напала («Фальшивый купон»).

Зато все одиннадцать толстовских комаров – неприятные, а то и жутковато-приставучие. Они постоянно досаждают герою «Юности», мучают едва ли не всех персонажей «Казаков», жалят Нехлюдова («Воскресение»):

«Мириады комаров вились в воздухе и преследовали охотников, покрывая их спины, глаза и руки»
Казаки

Бесчисленные мухи у Толстого липнут к лошадям и людям, они "несносные" («Метель»), "упорные" («Анна Каренина») и "докучливые" («Война и мир»), и потому их "спугивают" («Холстомер»), "отгоняют" и "обмахивают" («Хозяин и работник»). Муха появляется в первом же хрестоматийном предложении «Детства», становясь катализатором рассуждений юного героя о несправедливости семейной иерархии:

«12-го августа 18.... ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в 7 часов утра Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой — из сахарной бумаги на палке — по мухе. <> Отчего он не бьет мух около володиной постели? вон их сколько! Нет, Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит»
Детство

Помимо мух, собственно, натуральных, есть у Толстого и мухи «переносные», образные. Так, Лев Николаевич, судя по всему, любил фразеологизм «Какая муха его (ее, их) укусила?», поскольку использовал его в своих художественных текстах целых три раза («Анна Каренина», «Два гусара», «Труждающиеся и обремененные»). А какое жуткое и точное «мушиное» сравнение:

«На выставке всё так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя!»
Война и мир

Муравьёв после знаменитой статьи про зелёную палочку и муравейных братьев в художественной прозе Толстого ожидаешь. Но их относительно немного, и они почти всегда упомянуты в положительном контексте. Муравьи (и люди, с ними сравниваемые) у Толстого постоянно в движении – "снуют" («Воскресение»), "копошатся" («Война и мир»), "кишат" («Детство»), "спешат" («Война и мир»). И, конечно, трудятся.

Любопытно вышло и с бабочками. Пожалуй, это единственные насекомые, упоминаемые у Толстого в переносном значении чаще, чем в прямом. Да и в прямом – с очевидным намёком и посылом. Катенька из «Отрочества» рисует только цветы и бабочек – выразительная деталь. Ночные бабочки летят на пламя свечи, и Ерошка пытается их спасти («Казаки»). То есть бабочка – что-то хрупкое, непрактичное, жертвенно-женское, хоть и не лишенное некоей беспечной хитрости. И действительно: у зрелого Толстого персонажи уже напрямую зовут бабочками героинь-женщин. Как правило, с потенциально незавидной судьбой:
«Вложила ему в голову его хозяйка, чтò ль, бабочка хитрая, даром что молода, что у нас деньги такие, что купить некрута осилим»
Поликушка
«Но, вопреки этому виду бабочки, только что уцепившейся за травку и готовой, вот-вот вспорхнув, развернуть радужные крылья, страшное отчаяние щемило ей сердце»
Анна Каренина
«С бабочкой поиграл, — что ж? И теленок, ведашь, и тот играет. Отчего не поиграть? — дело молодое»
Власть тьмы
«Это, значит, Степаниду вам предоставить. Муж в городу, всё равно как солдатка. А бабочка хорошая, чистая. Будете довольны»
Дьявол
Но главное насекомое в творчестве (да и в жизни) Толстого – разумеется, пчела. Широко известны увлечение Льва Николаевича пчеловодством, знаменитая «Старая пасека», а также горькие слова Софьи Андреевны: «Кроме пчел, ничто его уже не интересовало в жизни». Впрочем, и творчестве Толстого пчелы представлены максимально широко – причём не только количественно, но и качественно, художественно.

Пчела – это звук: она жужжит («Юность», «Севастополь в декабре месяце», «Метель»), гудит («Анна Каренина») и даже – какая точность! – визжит, запутавшись в человеческой бороде («Анна Каренина»).

Пчела – это цвет: вьющаяся золотистая пчела-работница («Утро помещика») и чёрная пчела-грабительница («Война и мир»).

Пчела – это проверка человека на «ладность», дельность. Пчеловодством лишь теоретически увлекается Нехлюдов из «Утра помещика» и бахвалится, что пчелы его не кусают. Оказывается, что вполне кусают, а не трогают они знающего их повадки на практике старика Дутлова. Левин из «Анны Карениной», как уже упоминалось, тоже разбирается в пчелах и любит их, как и герой «Двух стариков».

Пчела – это искушение (Софья Андреевна не даст соврать). Так, героиня повести «Дьявол» носит фамилию Пчельникова – и вольно или невольно сводит с пути истинного главного героя, почти положительно-прекрасного Иртенева.

Пчела – это универсальная аллегория. У Толстого есть дидактический рассказ «Две различные версии улья с лубочной крышкой», где история улья пересказывается двумя сторонами-антагонистами: трутнем и рабочей пчелой.

Но есть и более известные примеры, и оба – из «Войны и мира». В четвёртом томе романа история пчелы, укусившей ребёнка, разрастается до притчи о непостижимости и многообразии истинных причин и следствий всякого явления человеческой жизни. А третий том подарил нам описание сожженной Москвы как опустевшего полумертвого улья, в котором пока еще едва теплится жизнь.

Наконец, именно в этом отрывке Толстой единственный раз – применительно к насекомым, конечно – не просто описывает пчелиные повадки, но как бы сам становится пчелой, смотрит на мир её глазами. То есть проявляет ту самую сверхъестественную художественную чуткость, позволявшую ему предельно точно описывать роды или волнение лошади на скачках:
«Всё запущено и загажено. Грабительницы — черные пчелы шныряют быстро и украдисто по работам; свои пчелы, ссохшиеся, короткие, вялые, как будто старые, медленно бродят, никому не мешая, ничего не желая и потеряв сознание жизни. Трутни, шершни, шмели, бабочки бестолково стучатся на лету о стенки улья. Кое-где между вощинами с мертвыми детьми и медом изредка слышится с разных сторон сердитое брюжжание; где-нибудь две пчелы, по старой привычке и памяти очищая гнездо улья, старательно сверх сил тащут прочь мертвую пчелу или шмеля, сами не зная, для чего они это делают. В другом углу другие две старые пчелы лениво дерутся, или чистятся, или кормят одна другую, сами не зная, враждебно или дружелюбно они это делают. В третьем месте, толпа пчел, давя друг друга, нападает на какую-нибудь жертву и бьет и душит ее. И ослабевшая или убитая пчела медленно, легко как пух, спадает с верху в кучу трупов. Пчеловод разворачивает две средние вощины, чтобы видеть гнездо. Вместо прежних сплошных, черных кругов тысяч пчел, сидящих спинка с спинкой и блюдущих высшие тайны родного дела, он видит сотни унылых, полуживых, и заснувших остовов пчел. Они почти все умерли, сами не зная этого, сидя на святыне, которую они блюли, и которой уже нет больше. От них пахнет гнилью и смертью. Только некоторые из них шевелятся, поднимаются, вяло летят и садятся на руку врагу, не в силах умереть жаля его, — остальные, мертвые, как рыбья чешуя, легко сыплются вниз».
Перефразируя Тургенева: послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были пчелой.

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.