«Детство» Л. Н. Толстого. Методические рекомендации
Автор: Римма Храмцова
Одно из первых произведений Льва Толстого, с которыми дети знакомятся в средней школе на уроках литературы, — это повесть «Детство» из трилогии о взрослении «Детство. Отрочество. Юность». Некоторые учителя успевают захватить и вторую часть трилогии, а кто-то, возможно, и «Юность». В любом случае это дебютное произведение Толстого дает возможность обсудить с учениками самые животрепещущие в этом возрасте темы: особенности детской картины мира и восприятия действительности, болезненный и в то же время желанный процесс взросления, отношения со сверстниками и взрослыми в переходный период, в который уже вступают ученики 6-го класса.
«Слово Толстого» дает учителям и их подопечным массу возможностей сделать разговор о повести «Детство» более основательным, глубоким и, конечно, увлекательным и полезным. Начать подготовку к этому разговору мы бы предложили коллегам-словесникам с изучения материалов вокруг текста трилогии, которые вы найдете под текстом самого произведения.
Например, в карточке «Детство» есть статья об истории печатания повести в «Современнике», а там очень любопытное письмо Толстого Некрасову. Его Толстой написал после публикации «Истории моего детства» — так была Некрасовым озаглавлена повесть «Детство» в журнале, это был литературный дебют Толстого. Письмо это Толстой сам называет «слишком жестким» — он так и не отправил его Некрасову, но оно дает очень красноречивый портрет Толстого как писателя. Он гневается из-за изменения названия:
«Заглавие "Детство" и несколько слов предисловия объясняли мысль сочинения; заглавие же "История моего детства" противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?..»
Этот пассаж дает возможность ученикам задуматься о «мысли сочинения», то есть об авторском замысле и цели. Еще молодой Толстой упрекает издателя и редакторов даже за замену отдельных слов («дышать, вместо двошат (о собаках); в слезах пал на землю, вместо повалился (падает скотина)»), что может стать отправной точкой для очень занятного и методологически важного разговора с детьми о словесном творчестве и значимости каждой детали, вплоть до выбора конкретного слова в той или иной ситуации. Это, возможно, настроит учеников на более внимательное отношение к тексту и на кропотливую работу с лексикой.
Кстати, такие статьи об истории написания и печатания есть для каждого произведения Толстого, в них всегда можно найти что-нибудь неожиданное, что поможет войти в разговор с ребятами или придумать нужный ракурс для изучения текста.
Еще один важный инструмент, который есть на сайте «Слово Толстого», — это сортировка всех произведений Толстого по темам и жанрам:
Отсортировать произведения «по темам» можно в разделе «Все произведения». В случае с «Детством» нам в работе могут пригодиться автобиографические нехудожественные произведения Толстого, так как трилогия во многом основана на автобиографическом материале, но при этом это все же художественное произведение — помните, «Кому какое дело до истории моего детства?..» В разделе с автобиографическими текстами мы найдем «Воспоминания» — неоконченную автобиографию в пяти главах, написанную Толстым в 1905 году. В «Воспоминаниях» множество портретных зарисовок реальных родных и близких писателя и эпизодов из детства, которые можно сравнить с повестью. Например, неоконченные мемуары заканчиваются эпизодом переезда в Москву, который важно сравнить с аналогичным эпизодом из начала «Отрочества». Такой компаративный анализ может не только помочь развести художественный текст и реальную жизнь, но и превратиться в настоящую лабораторию по исследованию творческого процесса: вместе с учениками можно проследить, как из фрагментарных воспоминаний рождается художественный образ, как он начинает жить своей жизнью и отрывается от реальных фактов, как наполняется новыми смыслами.
На сайте есть несколько любопытных тематических подборок слов, и одна из них, посвященная охоте, безусловно, будет полезна при работе с одноименной главой в повести «Детство». Во-первых, словарик охотничьих терминов в этом разделе поможет детям лучше понять текст главы. А во-вторых, словарику предшествует очень компактная и доступная для маленьких учеников статья о роли охоты в жизни Толстого. После ее прочтения можно предложить ребятам несколько интересных вопросов.
Например, такой: как с учетом вводной информации мы воспринимаем поведение главного героя на охоте и его чувство стыда в финале главы? Какой внутренний конфликт, не на шутку разыгравшийся в душе маленького Николеньки, нам помогают понять эти слова из статьи: «…Еще в детстве Толстому внушали мысль, что «охота наравне с войной считалась наиболее подходящей формой проявления молодечества», а оно в свою очередь – одним из главных качеств, воспитываемых в каждом мальчике»? Еще один интересный вопрос: как Толстой в поздние годы своей жизни пересмотрел бы этот эпизод на охоте? Как изменилось бы его отношение к упущенному зайцу и как бы он оценил свой стыд за этот промах?
По аналогии с материалом про охоту в творчестве Толстого можно предложить детям сделать и самостоятельный проект — например, на основе главы «Игры». В группе или индивидуально ученики могут найти разные упоминания детских игр в произведениях Толстого и сделать их каталог, а потом написать небольшую вступительную статью к такому каталогу.
Один из самых привлекательных разделов сайта — материал под названием «Цвета Толстого» — тоже даст коллегам-словесникам ключик к интересному и важному заданию. Сначала можно предложить детям самостоятельно изучить разнообразнейшую цветовую палитру в творчестве Толстого, а затем под впечатлением от такой яркой подборки поискать самую «цветную» главу в повести «Детство». Это окажется все та же «Охота». Если ребята выпишут все цвета, встречающиеся в этой главе, и охватят взглядом всю получившуюся палитру, им нетрудно будет прийти к выводу о яркости детского мировосприятия, а учителю — в ответ предложить вопрос о том, какие еще органы чувств читателя задействует герой-рассказчик Толстого в своих изображениях окружающей действительности. Этот разговор поможет заострить внимание юных читателей на чувственных образах и поговорить о природе образа в принципе.
Раздел «Цвета Толстого» можно использовать для того, чтобы развить у детей навыки словесного описания — такой учебный сюжет точно есть во всех программах по русскому языку, и писать свои тексты детей начинают учить именно с описания. Яркие, оригинальные, заманчивые цвета из подборки и цитаты с ними покажут детям, как можно разглядеть в окружающей действительности выразительные образы, как важно подбирать точные слова для описания, чтобы у читателя в воображении возникала яркая, а не блеклая картина. По опыту знаем, как детям поначалу трудно вводить в описание вот такие вот нюансы и детали зримой реальности.
Помимо чуткости Толстого к деталям и нюансам чувственного бытия, в повести также очень важен самоанализ героя и его погружение в свой внутренний мир, внимание к разнообразным эмоциональным состояниям. Сайт «Слово Толстого» располагает очень удобным инструментом поиска по произведениям. Если вы в расширенном поиске введете, например, название эмоции и выставите фильтры на поиск в художественных текстах, вы получите удобный каталог цитат из каждого произведения, при этом, если нажать на цитату, сайт переведет вас на полный текст главы или эпизода, где встречается упоминание этой эмоции. Такой поиск может оказаться очень увлекательным исследованием психологии героев повести. Можно заметить, что какие-то эмоции подлежат рефлексии Николеньки, а какие-то нет; какие-то душевные состояния представлены амбивалентно (например, слезы бывают и горькими, и сладостными); какие-то чувства явно преобладают количественно над другими (много раз стыд и отчаяние, намного реже – нежность). Столь простой и понятный детям инструмент исследования художественного произведения может пробудить в учениках желание заняться самостоятельными разысканиями, поискать другие эмоции в повести, сделать статистическую выкладку, задуматься о преобладании одних эмоций над другими. Такие импульсы любознательности невероятно ценны!
Учителей этот инструмент поиска тоже может вдохновить на интересные методические ходы. К примеру, если поискать в других произведениях Толстого стыд, можно очень быстро наткнуться на известный эпизод из романа «Война и мир», в котором князь Андрей во время Аустерлицкого сражения испытывает стыд за своих бегущих с поля боя однополчан. Этот эпизод невероятно любопытно сравнить с эпизодом стыда Николеньки из-за упущенного зайца. И там, и там, с точки зрения автора, стыд ложный, так как он вызван искусственными представлениями о мужественности и героизме — а это ведь одна из любимых идей Толстого, лейтмотивом проходящая через все его творчество.
Этот прием вообще обещает истинный пир духа, если как следует объяснить детям, что от них требуется. Для развития творческого воображения и навыков письма отлично подойдет раздел сайта с коротенькими цитатами из дневников Толстого на все случаи жизни. Даем детям эти цитаты в качестве отправной точки для написания истории, монолога или дневниковой записи и просим их продолжить, дав волю своей фантазии! Такой вариант творческого письма выгодно отличается от многих скучных и казенных заданий из учебников по русскому языку. Представьте только, что дети могут напридумывать, продолжая, например, такие цитаты:
· «Встал рано, напился чая и стал писать. Довольно хорошо шло».
· «Неужели снова начнется для меня пора испытаний?!»
· «Убирался. Был на гимнастике. Сильно посвежел».
· «Безалаберный день, но я доволен собою».