Все произведения

Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят

Даже те читатели, которые привыкли к толстовским парадоксам и ожидают их в каждой его новой статье, будут удивлены. Рассказывая о том, как два крестьянским мальчика, Федька и Семка, пишут сочинение на...

пословицу (смысл ее, возможно, не вполне понятный современному читателю, в том, что делая добро некто одновременно и корит за него того, кого благодетельствует), Толстой пишет: «Мне казалось столь странным, что крестьянский, полуграмотный мальчик вдруг проявляет такую сознательную силу художника, какой, на всей своей необъятной высоте развития, не может достичь Гете. Мне казалось столь странным и оскорбительным, что я, автор “Детства”, заслуживший некоторый успех и признание художественного таланта от русской образованной публики, что я, в деле художества, не только не могу указать или помочь одиннадцатилетнему Семке и Федьке, а что едва-едва, — и то только в счастливую минуту раздражения, — в состоянии следить за ними и понимать их». Конечно, это не педагогическая статья: нам — то есть писателям — нужно учиться писать у крестьянских полуграмотных ребятишек. Это было отрицанием современной литературы и, одновременно, возвращением в литературу. Толстой дописывает «Казаков» и «Поликушку», пишет «Холстомера», начинает «Декабристов». Впереди — «Война и мир».
Свернуть описание Развернуть описание

Основной текст

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.