Все произведения

Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы

Три больших статьи, составивших отчет о яснополянской школе за ноябрь и декабрь 1861 г. (были напечатаны в толстовском журнале «Ясная Поляна» в январе, марте и апреле 1862 г.), способны вызвать у современного учителя не меньший шок, чем у современников Толстого. Никаких сидений за партами, никаких домашних заданий, никаких звонков и опросов. Свобода — и необходимая заинтересованность в занятиях. Главное — чтобы было интересно и нужно ученикам: то, что неинтересно, то и ненужно («Для чего Сёмке и Федьке знать Мариинский канал и водяное сообщение, ежели они, как надо предполагать, никогда туда не попадут? Ежели же придется Сёмке поехать туда, то всё равно, учил он это или не учил, он узнает, и хорошо узнает это водяное сообщение на практике»). Или: «не только нет необходимости знать скучную русскую историю, но Кир, Александр Македонский, Кесарь и Лютер также не нужны для развития какого бы то ни было ребенка». В рассуждении об искусстве и того пуще: «Я убедился, что лирическое стихотворение, как, например, “Я помню чудное мгновенье”, произведения музыки, как последняя симфония Бетховена, не так безусловно и всемирно хороши, как песня о “Ваньке клюшничке” и напев “Вниз по матушке по Волге”, что Пушкин и Бетховен нравятся нам не потому, что в них есть абсолютная красота, но потому, что мы так же испорчены, как Пушкин и Бетховен, потому что Пушкин и Бетховен одинаково льстят нашей уродливой раздражительности и нашей слабости». Чтобы всё это понять и принять, надо понимать, что Толстой в своей педагогике встал на точку зрения крестьянина — и с этой точки зрения его школа и ее устройство понятны и разумны. Толстой будет меняться, его вкусы и пристрастия тоже, но и в 70-е годы, когда он будет составлять «Азбуку» для народного чтения, и в 90-е, когда он напишет большую статью «Что такое искусство», эта точка зрения будет актуальной.

Основной текст

Мы собираем cookies для улучшения работы сайта.